Право

 

Российская пенсия

Как маленькие ошибки приводят к большим проблемам

 

Мы не раз писали, что наши соотечественники (и не только пожилые) часто терпят обман и унижения со стороны немецких ведомств, не всегда понимая незаконность ущемления своих прав, или не зная, как бороться с произволом чиновников. Мы рекомендуем только один способ борьбы – обращаться за защитой к компетентным специалистам. Объединение соотечественников «Русский центр», созданное на базе общества «Защита и помощь в интеграции» (SiV e.V.), имеет многолетний опыт успешной защиты наших людей от неправомерных действий немецких ведомств.

 

В ходе этой работы мы порой сталкиваемся с серьезными проблемами, которые возникают из-за небольших, казалось бы, ошибок и отступлений от требований закона. Ошибки допускают все: и получатели пособий, и работники ведомств, и юридические специалисты, и полномочные переводчики, не говоря уже о добровольных и некомпетентных советчиках и помощниках, и даже судьи.

 

Расскажем о том, как целый букет подобных нарушений и огрехов завел в тяжелую ситуацию российскую пенсионерку госпожу Р. из города Bielefeld, позднюю переселенку с параграфом 7.

 

Медвежья услуга Jobcenter

 

Первую ошибку наша соотечественница Р. совершила в декабре 2015 года. Она обратилась в Jobcenter c заявлением о назначении пособия для безработных (ALG II). В России она уже получала российскую пенсию, и это скрывала – указала, что пенсия выплачивается на российский счёт, но она не имеет возможности получать ее в Германии.

 

Для Jobcenter сам факт назначения и выплаты пенсии, в том числе в России, означает, что ведомство по закону (§7 SGB II) должно отказать пенсионеру в пособии по безработице. «Русский центр» регулярно разъясняет в прессе и на своих Интернет-сайтах, что пенсионер в таком случае имеет право обратиться в социаламт за назначением пособия Sozialhilfe. Чиновник Jobcenter Bielefeld, видимо, SGB II знал не очень хорошо и принял гуманное, как ему казалось, решение (что бывает крайне редко): учел, что пенсионерка Р. пенсионные деньги не получает на руки, и назначил ей пособие ALG II. Как потом оказалось, это ошибочное решение было «медвежьей услугой».

 

Одновременно Jobcenter попросил госпожу Р. предоставить справку о величине российской пенсии и заняться вопросом перевода российской пенсии в Германию. Не надеясь на выполнение этой просьбы, заботливый чиновник сам сделал запрос в российский пенсионный фонд – а это уже явное исключение из правил. Обычно пенсионные фонды России подобные неправомерные запросы просто игнорируют. Но тут из России пришло ответное вежливое послание куда подальше: «Пенсионный фонд Российской Федерации не будет отвечать на Ваш запрос, т.к. у Вас нет необходимых полномочий для выяснения личных данных российских граждан».

 

А госпожа Р. на свой запрос получила ответ с подтверждением той информации, которую она дала ведомству при подаче заявления на ALG II – в справке российского пенсионного фонда сообщалось, что ей назначена страховая пенсия по старости. Пенсионерка заказала перевод справки на немецкий язык и представила ее в Jobcenter. После чего ведомство с 01.04.2016 прекратило выплату пособия.

 

В судебной ошибке виноваты все

 

При этом не было дано ни вразумительных объяснений причин отмены предыдущего решения о выплате, ни рекомендаций о том, на что дальше жить, и пенсионерка обратилась с протестом в суд. Судья, почитав документы и не особо вникая в проблему, отменил вполне законное решение Jobcenter, обязав его продолжить платить пособие.

 

Причиной судебной ошибки были, прежде всего, невнимательность судьи, а также дефекты документов, которые ввели его в заблуждение:

 

– «самодельное» заявление в суд, оказывается, сочинила и дала подписать г-же Р. «грамотная» соседка, написавшая неправду от имени заявительницы: «пенсию никогда не получала и даже не оформляла»;

– в переводе справки российского пенсионного фонда на немецкий язык была допущена принципиальная ошибка: вместо «Rente wurde bewilligt» (пенсия назначена) – «steht die Rente zu» (имеется право на пенсию).

 

Jobcenter выполнил ошибочное решение суда и выплату пособия возобновил. А г-жа Р., считая вопрос закрытым, успокоилась, и о просьбе ведомства оформить перевод пенсионных денег из России в Германию благополучно забыла.

 

Не забыл Jobcenter. Через год, с 01.04.2017 г. он снова прекратил выплату пособия HARZ IV.

 

Надеясь на прежний опыт, г-жа Р. снова обратилась в суд. На сей раз судья в деле разобрался и принял правильное решение – подтвердил законность прекращения выплаты пособия.

 

Госпожа Р. оказалась в отчаянном положении: с 1 апреля 2017 г. она перестала получать деньги на жизнь и на квартплату. Со здоровьем у нее были серьезные проблемы, не оплаченная медицинская страховка могла сыграть для неё роковую роль.

 

«Русский центр» – надежная опора соотечественников!

Это не реклама – это факт

 

Обращения в родное землячество и в различные благотворительные социальные службы – Caritas, Diakonie, AWO – результата не дали. Время шло. И, наконец, кто-то из знакомых помог – обратился к Интернету. На простой запрос: «пособие на платят из-за русской пенсии» GOOGLE тут же выдал рекомендацию: помощь окажет BBRR (Bundesweite Beratungsstelle für Rentenberechtigten aus Russland при Русском Центре в городе Gelsenkirchen).

 

Сотрудники BBRR, выслушав жалобы г-жи Р. по телефону, предложили ей выслать копии документов и, учитывая остроту проблемы, сразу доложили о ней руководителю Центра, социальному консультанту Владимиру Осмоловскому, который имеет опыт работы в немецких организациях и опыт многочисленных контактов с немецкими учреждениями. Он проанализировал ситуацию, проконсультировался с адвокатом Светланой Панковски (www.pankovski.de) и лично проинструктировал г-жу Р., как решать первоочередную задачу – восстановление пособия. Было очевидно, что получение в Jobcenter пособия ALG-II госпоже Р. не положено, необходимо было срочно подать в социаламт заявление на пособие «Sozialhilfe».

 

Чиновники социаламтов Социальный кодекс Германии (SGB) знают еще хуже, чем работники ведомств по труду. И потому заявление о социальном пособии ни с первого раза, ни при повторном посещении у г-жи Р. в социаламте не приняли, пытались «отфутболить» ее обратно в Jobcenter. Да и сам по себе отказ принять заявление является грубым нарушением закона; ведомство обязано принять заявление и дать на него обоснованный письменный ответ (как писал в своем указе на эту тему Петр Великий, «дабы дурь каждого дьяка или боярина была бы всем видна»).

 

Перед третьем визитом В. Осмоловский настоятельно порекомендовал женщине при отказе в приеме заявления чиновничий кабинет ни в коем случае не покидать (хоть на пол ложиться) и потребовать, чтобы дьяк позвонил руководителю Русского центра. Чиновник вынужден был это сделать и, получив от В. Осмоловского по телефону краткие разъяснения своих обязанностей и положений § 7 SGB II, принял Antrag на Sozialhilfe, после чего пособие было назначено.

 

Конечно, на этом заботы г-жи Р. не закончились, расслабляться ей не пришлось. Социальное ведомство, на сей раз в полном соответствии с законом, сообщило о необходимости  учесть назначенную в России пенсию, в связи с чем возникла необходимость ее перевода в Германию. Здесь уже сомнений не было: г-жа Р. попросила Русский Центр решить эту проблему, и перевод российской пенсии ей был организован за счёт того же социаламта.

 

Казалось бы, стрессы с пенсией и пособиями позади, пенсионерке осталось только сокрушаться о том, что она так поздно узнала о существовании нашей организации.

 

Не тут-то было. Недавно напомнила о себе и омрачила всю радость та самая «медвежья услуга», которую три года назад оказал пенсионерке «добрый» чиновник из Jobcenter. После его решения г-жа Р., ничего не подозревая, почти полтора года получала пособие по безработице незаконно. Пенсионер по старости на это пособие прав не имеет. К сожалению, многие получатели российской пенсии об этом не знают. Теперь ведомство требует от госпожи Р. возврата всех незаконно полученных средств.

 

Требование Jobcenter правомерно, протестовать здесь бесполезно. Но юридический отдел Русского Центра под руководством адвоката Светланы Панковски имеет немалый опыт решения подобных, казалось бы, неразрешимых проблем, причем полностью в рамках действующего немецкого законодательства. Долг в размере более 10 тыс. евро не отменишь, но его удастся заморозить на длительный (неопределённый) срок. Это означает, что г-жа Р. не будет его отдавать никогда. Хотя претензии ей еще будут предъявляться, мы поможем оставить их без нежелательных последствий.

 

Те, кто сомневается в происшедшем, или в возможностях организации BBRR, могут сами обратиться к ней за помощью и убедиться: Русский Центр делает то, что одни только обещают, а другие даже обещать не решаются.

 

Подробную и актуальную информацию, с множеством примеров и доказательств, по проблемам российских пенсионеров, и о возможных решениях этих проблем читайте на сайте: www.info-russisch.de в разделе «Российская пенсия».

 

Тел. 0209 – 177 44 77.

 

Заявки можно оставить круглосуточно на сайте www.rus-rente.de.

Предварительный анализ Вашей ситуации и консультация по проблеме проводятся совершенно бесплатно.

 

М. Василовичи,

Объединение соотечественников «Русский центр»,

Gelsenkirchen