С кем вы, мастера культуры?

 

Казус Жванецкого

 

На фото – это награждение в 2009 году.

 

В этом году Жванецкий, сказавшись больным, на церемонию не пошел. Но и награду назад не отослал. Не будем думать, как полагают «злопыхатели», что больным он сказался только из расчетливости: к примеру, ввиду предстоящих гастролей в Украине (интересный поворот, правда?). Или просто потому, что надо же усидеть на двух стульях (и ТВ не лишиться, и репутацию порядочного человека, даже бунтаря, сохранить – синдром Познера называется). Будем исходить из презумпции порядочности и полагать, что отказался от церемонии потому, что понимал, что это совсем уж стыдно и позорно, а отказаться от награды – не хватило духу.

 

А вообще просто удивительно, как все эти Жванецкие (Захаровы, Табаковы, Баталовы, et cetera, несть им уже числа) бегут наперегонки, выстраиваются в очередь, чтобы на пороге вечности испортить себе некролог. На их фоне казус непрогнувшегося, устоявшего от соблазна, не испортившего свой некролог Сергея Юрского смотрится как аномалия.

 

Хотя в нормальном здоровом обществе аномальными как раз должны быть случаи прогиба.

И пара замечаний по тексту: «Прошло десять лет. Путинский режим приобрёл черты кровавого – в буквальном смысле слова. Война, оккупация, десятки тысяч убитых украинцев в их собственной стране».

Путинский режим стал кровавым – тоже в абсолютно буквальном смысле – не через десять лет после своего зарождения, а за 9 месяцев до своего официального оформления: взрывами домов в Москвы и Волгодонске, это случилось, еще раз, задолго до воцарения Путина на галерах. Режим зародился этими взрывами (как наша Вселенная – Большим взрывом), и потому по определению был кровавым с самого начала.

 

И еще.

 

«…певец свободы» и «сатирик» – в улыбчивом полупоклоне перед вождём «суверенной демократии».

 

Можно / нужно  добавить: «певец свободы» и «сатирик» – в улыбчивом полупоклоне перед потенциальным объектом своей сатиры.

 

И это (см. фото) своего рода тоже сатира. Даже гротеск.

 

Вот еще какой аспект никак не был затронут в обсуждении «казуса Жванецкого». Его многолетняя работа на федеральном канале «Россия-1».

 

Орден орденом, но если б даже сейчас не случилось этого награждения – участие в передаче федерального канала как минимум с 2014 года – так же чревато репутационными потерями, как и получение ордена из рук Путина. Потому что это участие в геббельсовском телевидении.  Которое в прямом, а не в переносном смысле разжигало ненависть к Украине и виновно как в гибели тысяч украинцев, так и россиян, насмотревшихся этого телевидения, «обкурившихся» им и поехавших сражаться за «русский мир» в Украину и там погибших.

 

Не понимал, где он работает? – Прекрасно понимал, конечно.

 

Можно понять державшихся за свое место технических работников канала или каких-нибудь не самых звездных ведущих или журналистов, которые, в случае увольнения, другую работу могли бы и не найти (и на которых никто не равняется, по которым никто не поверяет свои мысли и поступки, кто не является совестью нации). Но Жванецкому с радостью предоставили бы эфир на любом канале. Но разве мог он на это пойти – потерять статус «дежурного по стране», которого слушают и которому внимают миллионы? Когда на одной чаше весов оказался его звездный статус, а на другой – агрессия против страны, в которой он родился и вырос, гибель тысяч его земляков, в том числе одесситов – он выбрал, конечно, сохранение своего статуса. И все эти годы, пока длится агрессия, спокойно работал на геббельсовском ТВ, никак не рефлексируя по этому поводу. И с Соловьевым, наверное, на одной дружеской ноге.

Вадим Зайдман