Теракт в Барселоне

 

«Мой внук учился не в Марокко»

 

Корреспондент El Pais побывал в марокканском городе, где родились четверо из предполагаемых джихадистов, причастных к недавним терактам в Барселоне и Камбрильсе. Город называется Мрирт, в нем 30 тыс. жителей, сообщает журналист Франсиско Перехиль.

 

Прибыв в Мрирт, корреспондент «спрашивает, где живут родственники 22-летнего Юнеса Абуякуба, который по основной версии следствия подозревается в управлении фургоном, совершившим наезд на людей на улице Рамбла. Некий посетитель в одном баре говорит, что родственники живут в районе Таджауйте. И вызывает полицию. Когда корреспондент добирается до места, пятеро полицейских в штатском ждут на углу. Это они решают, разрешить или нет интервью с родственниками». В итоге один из полицейских заявил журналисту: «Пожалуйста, расскажите вашим читателям, что этот регион абсолютно не затронут заразой, люди тут хорошие. А это было исключение, здесь мы никогда ничего подобного не видели».

 

«Родственники и друзья террористов не отклонятся от сценария. 80-летний Акбуш Абуякуб, дедушка предполагаемого террориста, просит прощения за случившееся и говорит, что преступление, которое было совершено, не имеет ничего общего с марокканской культурой и традицией. Все уверяют, что Юнес уехал из Марокко в юном возрасте. Ни его дед и бабка, ни его тетки не могут точно сказать, когда он уехал, но считают, что с тех про прошли годы», – говорится в статье. Дед заявил: «В одном можно быть уверенным: мой внук не доучивался здесь. Он учился в Испании».

 

35-летний Мохамед Абуякуб, живущий в испанском Риполе, был знаком со всеми четырьмя террористами, которые родом из Мрирта: с братьями Хишами – Омаром и Мохамедом, а также с братьями Абуякуб – Хуссейном и Юнесом. Он не уточнил, состоит ли в родстве с этими Абуякубами или просто их однофамилец. «Это были очень спокойные люди, – говорит он. – Все четверо прекрасно говорили по-испански и по-каталански. Я никогда их ни в чем не подозревал. Ни в Риполе, ни здесь». Мохамед уверен: «Я считаю, что их уговорил имам Риполя [Абдельбаки ас-Сатти]».

 

Журналист также посетил деревню Агбала, в 100 км от Мрирта, где родился Муса Укабир – один из джихадистов, ликвидированных полицией в Камбрильсе. «Исламисты используют несовершеннолетних в своих целях, – заявил Насер Буядномма, местный житель. – Муса Укабир был несовершеннолетний, 17 лет. Что может знать о мире такой мальчишка? У этих детей в голове пусто, а ИГИЛ заполняет эту пустоту».

 

Другой местный уроженец, живущий во Франции, Бассу Удсахия заявил: «Этот мальчик приезжал сюда раз в четыре года, в деревне его почти не знали».

 

Журналист отмечает: большинство тех, кто сумел вырваться из нищей Акбалы, чувствуют себя в Испании хорошо, и «никто не хочет, чтобы ислам путали с терроризмом». «Всякий, кто убивает без разбора, – не мусульманин», – сказал Удсахия.

 

В этой связи автор напоминает: «МВД Марокко каждый месяц разоблачает как минимум одну ячейку, связанную с ИГИЛ».

 

Франсиско Перехиль,

El Pais, 21 августа

в изложении Инопресса