Путин. Питер. Форум

 

Путин готов всех простить

 

16 – 18 июня в северной столице России состоялся юбилейный, 20-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который в прессе часто называют «Русским Давосом».

 

Пресса российская – официозная и полуофициозная – писала о форуме как о чем-то грандиозном и даже небывалом: в нем приняли участие 600 российских и около 500 иностранных компаний из 60 стран мира! И далее шло перечисление государств, первых в этом списке, главных мировых тяжеловесов – прежде всего в экономике (впрочем, тяжеловесы в экономике автоматически являются и тяжеловесами в политике): США, Франция, Швейцария, Япония, Великобритания, Германия, Италия.

 

Но вот незадача: из руководителей перечисленных стран наличествовал только премьер Италии Маттео Ренци. Еще был известный лоббист Кремля в Европе экс-президент Франции Николя Саркози (странно, что не позвали также итальянского друга Берлускони). В общем, не было и близко того по внушительности состава гостей, которые собираются на форум в Давосе – швейцарском, не российском. Форум, правда, почтил Жан-Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии, а также Генсек ООН Пан Ги Мун.

 

Глава Еврокомиссии напомнил Путину, что речь об отмене санкций может пойти только после выполнения Минских соглашений. А 21 июня в интервью каналу Евроньюс Юнкер пояснил, каким образом может начаться процесс отмены санкций (как говорится, внимание в студии!): «Я был в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, принимал участие в Экономическом форуме, а также встречался с президентом Путиным. И в моем выступлении, и на встрече с российским лидером я очень четко выразил мысль о том, что Минские соглашения должны быть выполнены. Проще говоря, чем больше выполненных пунктов Минского протокола, тем меньше санкций. Между Минскими соглашениями, их реализацией и санкциями есть прямая взаимосвязь. На данный момент совершенно ясно, что в июне мы будем продлевать санкции. Но в течение следующих шести месяцев мы продолжим мониторинг, чтобы понять, есть ли достаточный прогресс в выполнении Минских договоренностей для того, чтобы снять часть санкций».

 

Видимо, просто до зуда во всем теле хочется Жан-Клоду и возглавляемой им комиссии найти предлог, чтобы снять с России хотя бы часть санкций! А как вам нравится вот эта сентенция: «Проще говоря, чем больше выполненных пунктов Минского протокола, тем меньше санкций». Точно как в старом детском анекдоте, когда отец говорит: «Я своего сына строго воспитываю. Если он приносит из школы пятерку, то получает пять рублей, а приносит двойку – тогда я даю ему только два рубля».

 

В тот же день, 21 июня, Еврокомиссия, как и ожидалось, приняла решение о продлении санкций еще на полгода, то есть, до конца января 2017-го. Но, можно не сомневаться, поиск предлогов для того, чтобы запустить процесс отмены санкций, будет продолжен.

 

Но вернемся на форум.

 

Папаша Кураж

 

Главным событием форума – во всяком случае, по мнению страны-хозяйки – стало выступление президента России. ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза (!)) так без обиняков и предварило это событие: «Центральным пунктом программы форума традиционно станет выступление Путина на пленарном заседании 17 июня». Обращает здесь на себя слово «традиционно»: то есть, речь Путина всегда была «центральным пунктом». И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

В целом – и по стилистике, и по содержанию – речь Путина напоминала доклад Генерального секретаря ЦК КПСС очередному съезду: столь же нудно, монотонно, «взагали». Правда, не так длинно, как у Генсека. И все в будущем времени: мы сделаем, мы достигнем, мы обеспечим – вместо мы сделали, мы достигли, мы обеспечили.

 

Но вдруг среди монотонной жвачки мелькало нечто живое, наболевшее: про санкции, например, точнее, желательность их отмены. И в этом Россия, которая ни на кого зла не держит, готова пойти навстречу европейским партнерам и первой отменить контр-санкции. Прямая речь:

 

«Как показали в том числе недавние встречи с представителями немецких и французских деловых кругов, европейский бизнес хочет и готов сотрудничать с нашей страной. Политикам нужно пойти навстречу бизнесу, проявить мудрость, дальновидность и гибкость. Нам нужно вернуть доверие в российско-европейские отношения и восстановить уровень взаимодействия.

 

Мы помним, с чего всё началось. Россия не была инициатором сегодняшнего развала, разлада и проблем, введения санкций. Все наши действия были и остаются исключительно ответными. Но мы, что называется, как у нас в народе говорят, зла не держим и готовы идти навстречу нашим европейским партнёрам. Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота».

 

Очевидно, Владимир Владимирович полагает, что это у мирового сообщества амнезия, как у героинь мексиканских сериалов, и это оно не помнит, с чего все началось? Действительно, не Россия же это все затеяла! И Крым оттяпала не она, и войну на востоке Украины не она развязала. Пушкин, видимо, – но никак не Путин.

 

Хотя по реакции, точнее, отсутствию всякой реакции на это очередное глумление Путина над фактами, здравым смыслом, в конце-концов, над собравшимися в зале, можно было подумать, что у участников пленарного заседания и впрямь память заклинило. Все, включая присутствовавшего в зале Маттео Ренци, скушали эту и другие столь же бесстыдные путинские сентенции, и даже не поперхнулись. Никто не встал и не сказал Путину: «Хватит куражиться, господин фигляр! Вы, кажется, забыли, что здесь находятся не только россияне, которым ваша пропаганда задурила головы!?»

 

Зачем вообще раз за разом собираться, чтобы послушать этого господина? Как будто его слова, точнее словоблудие, что-то значит, как будто из того, что он сказал, можно делать какие-то выводы или строить прогнозы!

 

Впрочем, один вывод после данного выступления сделать можно. Кажется, экономическая ситуация в России и впрямь аховая или близка к таковой, если Путин, известный своей злопамятностью, вдруг, оказалось, зла не держит и даже как бы готов пойти на попятный. Правда, сделать это он хочет в своей фирменной стилистике, чтоб это выглядело так, будто мира запросил не он, а Запад: не выдержал непосильного гнета антисанкций, к тому же немецкие и французские деловые круги, европейский бизнес в целом давят на политиков…

 

А Путин что? У Путина сплошь добрая воля, он всех готов простить за то, что у него разыгрался аппетит и он кое-кого скушал. Но опять же – фирменный стиль! – с одной стороны, вроде бы проявил готовность отступить, с другой стороны, заслал во Францию своих вежливых футбольных фанатов. Очевидно, для демонстрации все той же доброй воли. Очень вовремя, надо признать!

 

Ну, а дальше, после того как Владимир Владимиров высказался по наболевшему, опять пошла жвачка, в которой, правда, мелькали занятные перлы, даже своего рода бриллианты.

 

«Уважаемые друзья, мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата … Будем решать системные проблемы, которых ещё достаточно. Речь идёт о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса».

 

Да уж, все 16 путинских лет мы только и наблюдали за тем, ширилась либерализация, выравнивались «отношения государственных структур и бизнеса».

 

Видно, не до конца еще выровнялись. Более всего президент обеспокоен тем, чтобы исключить незаконное преследование бизнесменов и, как следствие, разрушение их бизнеса. Во как!

 

«Нужно кардинально снизить возможности для незаконного уголовного преследования. Более того, представители силовых структур должны нести персональную ответственность за неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть и уголовной.

 

Понимаю, что это очень тонкая вещь, мы не можем и не должны связывать по рукам и ногам работу правоохранительных органов. Однако здесь, безусловно, нужен баланс, жёсткий барьер для любого злоупотребления полномочиями и властью. Руководству Прокуратуры, Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности нужно постоянно отслеживать ситуацию на местах, при необходимости принимать меры по совершенствованию законодательства.

 

Я прошу рабочую группу по вопросам правоприменения в сфере предпринимательства, которую возглавляет глава Администрации Президента Сергей Борисович Иванов, также сосредоточиться на этих вопросах. Добавлю, что уже внёс в парламент пакет законопроектов, подготовленных рабочей группой, они направлены на гуманизацию так называемых экономических статей. Одновременно важно гарантировать право бизнеса и всех граждан на справедливую и беспристрастную судебную защиту».

 

Правда, занятно все это читать, если ты в курсе того, как, например, разрушили ЮКОС и по чьей отмашке. Или какова была реакция власти и правоохранительных органов на расследование фондом Навального деятельности сыновей Генерального прокурора и крышевавших их деятельность папы и возглавляемого им ведомства. Это как раз о том, чем обеспокоен президент: «неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса». Впрочем, там, как правило, было не столько разрушение, сколько отъем чужого бизнеса.

 

И на закуску обзора речи Путина еще один его пассаж, настоящий бриллиант, достойный дорогой оправы: «Мы никогда не вмешиваемся во внутриполитические процессы других стран, тем более Соединённых Штатов».

 

Действительно: хоть кто-нибудь может вспомнить хотя бы один случай вмешательства России во внутриполитические процессы какой-либо страны? 

 

Алхимия от Иванова

 

Упомянутый Путиным глава его Администрации Сергей Борисович Иванов на следующий день после эпохальной речи своего патрона, в которой тот призвал европейских политиков пойти навстречу европейскому бизнесу и отменить санкции против России, заявил в программе «Вести в субботу» канала «Россия-1», что лично он против отмены санкционного режима, что санкции идут России только на пользу, так как это приводит к развитию и диверсификации отечественной экономики. Дословно: «Лично я хотел бы, чтобы санкции против нас продержались подольше, а не побыстрее были сняты … Мы долго говорили о диверсификации экономики... Знаете, есть такая поговорка: „Не было бы счастья, да несчастье помогло“. Вот здесь это как раз сработало».

 

И далее Иванов приводит ряд просто фантастических цифр и фактов о замечательном состоянии российской экономики, достигнутом благодаря санкциям. «На сегодняшний день две трети доходов бюджета РФ – не нефтегазовые … Это совершенно другое качество». В некоторых отраслях промышленности наблюдается стабильный рост, а химическая так просто выросла за год на 30 – 35 %, и в нее идут иностранные инвестиции. «Слушайте, вообще-то гордиться этим надо. И все это во многом благодаря санкциям».

 

«Благодаря разумной политике Центробанка не только инфляция снижается. Золотовалютные резервы растут, резервный фонд и фонд национального благосостояния не уменьшились», – радостно доложил Иванов. А вот издание «Слон» в ответ на этот бодрый рапорт сообщило, что «с февраля 2015 года по июнь 2016 года средства изымались со скоростью 81 тысяча рублей в секунду».

 

Что же это получается? – Средства изымались, а резервный фонд и фонд национального благосостояния нисколько не похудели, а золотовалютные запасы вообще выросли. Просто какая-то алхимия от Иванова! Может, поделится секретом, как, теряя деньги, становиться богаче?

 

Если все так замечательно, чего ж Путин так обеспокоился судьбой санкций? И помните, как совсем недавно председатель правительства Дмитрий Медведев при посещении «Крымнаша» пожелал пенсионерам «хорошего настроения и здоровья» и «держаться». Это в ответ на вопрос об индексации пенсий. Денег, как выяснилось, на эти цели в казне нет. Так кто же все-таки владеет достоверной информацией о состоянии российского бюджета? Может, устроить Медведеву и Иванову очную ставку или свести их в поединке на ток-шоу у Соловьева?

 

И понимает ли Сергей Борисович, что констатация им того факта, что от антироссийских санкций российская экономика начала, наконец-то, перестраиваться и оздоровляться (допустим, что это так) – это приговор правительству России? Что гордиться тут как раз нечем – во всяком случае, кабинету министров. Зачем вообще нужно правительство, если от его многолетних трудов экономика хиреет, а от санкций волшебным образом расцветает? Не значит ли это, что правительство надо разогнать, и чем скорее, тем лучше, и, творчески развив мнение Сергея Иванова, лоббировать в Евросоюзе и США не только сохранение, но возможно большее ужесточение санкций!

 

И это, называется, Запад плетет заговор против России, хочет развалить ее? Да он, оказывается, поднимает ее экономику из руин, а саму Россию с колен!

 

Вадим Зайдман