Украина

 

Победа Надежды

 

Свершилось.

 

То, о чем давно говорили наблюдатели, что с надеждой ждали все, скажем так, «люди доброй воли», особенно после вынесения 22 марта Надежде Савченко приговора, стало свершившимся фактом. Ее, наконец, освободили, обменяв на двух российских спецназовцев ГРУ капитана Евгения Ерофеева и сержанта Александра Александрова. То, во что не верили скептики, в том числе, и мы, все-таки случилось. Путин пошел, а скорее, вынужден был пойти на это.

 

25 мая самолет президента Украины с Надеждой Савченко на борту приземлился в киевском аэропорту «Борисполь». Ее встречали мать, сестра, журналисты, политики, сотни людей.

 

«Спасибо тем, кто хотел всего хорошего, благодаря вам я выжила. Спасибо всем, кто хотел зла, назло вам я выжила. Спасибо тем, кто был равнодушен – вы не мешали», – это были первые слова Надежды по возвращению. И еще: «Я хочу попросить прощения у всех матерей, дети которых не вернулись, а я до сих пор жива. Я хочу попросить прощения у тех матерей, дети которых сидят в неволе, а я на свободе».

 

Как тут не вспомнить Александра Трифоновича Твардовского:

 

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…

 

Дикость в том, что строки эти относятся к войне с нацистами, а Надежда Савченко извинялась перед матерями украинских ребят (часть из которых наверняка по национальности были русскими), не вернувшихся с войны, которую ведет против Украины называющая себя братской Россия. Войны, на которой убивают друг друга те, чьи деды бок о бок воевали против Гитлера.

 

Гуманист Путин и причины его гуманизма

 

Сразу после возвращения Савченко отправилась на встречу с президентом Украины. Порошенко вручил ей орден «Золотая звезда Героя Украины» (звание Героя было присвоено летчице еще в марте прошлого года, теперь вот награда нашла героя). «Это только начало, – сказал Петр Алексеевич. – Как мы вернули Надю, так мы вернем Донбасс и Крым».

 

Что тут скажешь? – М-да-с… Ну, хоть сроков не назвал, а то, помнится, АТО он планировал завершить в несколько недель.

 

Президент также оставил запись на своей странице в фейсбуке: «Наша Надя вже на українській землі. Радий особисто привітати її з поверненням!!! Вітаю українців та весь світ з нашою Перемогою! Слава Богу – цього разу все вдалося. Продовжуємо боротьбу за звільнення усіх українських заручників. Дякую усім у світі, хто допомагав мені в цій сьогоднішній перемозі. Довгі 709 днів полону нарешті закінчилися».

 

В апрельском номере «Рубежа» в статье «Поединок Савченко – Путин», когда, после вынесения приговора, все активно стали обсуждать версию обмена Савченко на ГРУшников, подпитываемую разнообразными сигналами из Кремля, и когда очень скоро стало ясно, что Путин блефует, играет с Украиной и с мировой общественностью, как кошка с мышкой, мы, тем не менее, недоумевали: ведь он мог, как он это проделывал не раз, обернуть очевидно проигрышную ситуацию себе на пользу. «Правосудие, которое, как известно, в России инстанция совершенно независимая, состоялось, а он, пользуясь своим конституционным правом, проявил милосердие», – писали мы. И в очередной раз он предстал бы перед публикой весь в белом. Гуманист, последний, очевидно, гуманист после Махатмы. Других и не осталось.

 

Тут были, конечно, большие минусы – получилось бы, что в поединке Путин – Савченко победила Надежда. Что Путин ошибся в расчетах, и ему в очередной раз не удалось нагнуть свободного человека. Но, можно не сомневаться, что электоральному большинству, поддерживающему Путина и смотрящему исключительно федеральные каналы, эти соображения даже в голову не пришли бы, поскольку в голову им может прийти только то, что сочтут необходимым вложить туда кремлевские пропагандоны во главе с Димой Киселевым. Уж они постарались бы самыми яркими красками разукрасить беспредельный гуманизм Владимира Владимировича, помиловавшего злую укрофашистку.

 

И вот хватило, наконец-то, у Путина ума или чувства самосохранения отпустить Савченко. Может, и впрямь «Рубеж» почитывает? Теперь-то, конечно, все это выглядит несколько странно, гуманизм спустя два месяца. И в какое положение поставил Владимир Владимирович своих пропагандонов, которые на всех федеральных каналах убеждали народонаселение: «Должна сидеть!» Ну ничего, как-нибудь выкрутятся, электорат Путина за годы счастливой жизни под паханом совсем разучился думать, сопоставлять и даже помнить, что ему втюхивали вот только вчера.

 

Но что все-таки случилось, откуда вдруг такая перемена галса? Один «Рубеж» убедить его вряд ли мог. Похоже, свое веское слово сказали мировые лидеры. Все вместе. Одновременно.

 

Еще 23 мая состоялся телефонный разговор между лидерами стран «нормандской четверки», то есть, Путиным, Порошенко, Меркель и Олландом. Какое значение эта беседа имела для судьбы Надежды Савченко, стало известно уже после ее освобождения, когда президент Украины выразил благодарность президентам Франции и Германии за «поддержку и за то, что они поддержали санкции в отношении России». Также Порошенко поблагодарил Барака Обаму и лидеров ЕС.

 

Что президент США был упомянут не ради большей внушительности, а потому, что он занял твердую позицию в вопросе освобождения пленницы, свидетельствовал посол Украины в США Валерий Чалый: «Президент Обама к этой поддержке [международной] привлекался очень серьезно. Я могу сказать, что роль президента США была очень важна. Очевидно, что это было с лидерами „нормандской четверки“ – Меркель и Олландом», – рассказал посол в эфире Hromadske.TV.

Информацию со своей стороны подтвердил также Франсуа Олланд, заявив, что обмен заключенными состоялся «в соответствии с обязательствами, принятыми в ходе телефонного разговора в „нормандском формате“ 23 мая».

 

При этом не забудем, что давление мирового сообщества наложилось на кризис в самой России. О том, какие на самом деле кризис принял размеры, читайте в статье Александра Гольца на соседней странице – даже лелеемый властью ВПК, в который вбухивается львиная доля российского бюджета, приносит одни убытки. И на любимую игрушку «Крымнаш» денег уже нет. Как раз за день до освобождения Савченко младшенький по тандему (на всякий случай, напомню, что работает он сейчас председателем правительства РФ) посетил вернувшийся в родную гавань полуостров, и на жалобу женщины в Феодосии о нищенских пенсиях и высоких ценах – «Что же такое восемь тысяч? Ноги об нас вытираете! Мы по 45 лет проработали, нам нечем платить» – развел только руками. Денег, сказал Дмитрий Анатольевич, нет, пенсии не индексируются всем российским пенсионерам, не только крымским: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги – сделаем индексацию». Ну это, в общем, и называется вытереть ноги. «Вы держитесь здесь, всего доброго, хорошего настроения и здоровья», – добавил премьер на прощанье.

 

Одним словом, ждите у Черного моря погоды, дорогие соотечественники-крымчане.

 

Не ждали

 

А теперь обратим внимание на то, как встречали Надежду Савченко в Украине – и ГРУшников в России. Это, в буквальном смысле по одесскому выражению, – две большие разницы.

 

В Украине встреча Савченко превратилась в общенациональный праздник. В аэропорту ее встречали сотни людей, сразу после прилета ее принял президент страны.

 

Ерофеева и Александрова в России не встречал никто, кроме их собственных жен.

 

Юлиан Ханс в «нашей» Süddeutsche Zeitung 26 мая пишет по этому поводу: «Российский интернет-канал „Дождь“ транслировал обмен пленными между Россией и Украиной следующим образом: на левой половинке экрана было показано прибытие в московский аэропорт „Внуково“ россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова, … а на правой – украинской военной летчицы Надежды Савченко …» Но если в киевском «Борисполе», пишет журналист, Савченко, как героя, встречала толпа журналистов и сторонников, а затем и украинский президент Петр Порошенко, то в Москве в числе встречавших были только жены обоих россиян.

 

Эту картину маслом в аэропорту «Внуково» можно было бы охарактеризовать классическим: «Не ждали». Спустили это событие на тормозах, как будто и не было ничего. Но это не от стыда – это продолжение все той же генеральной линии, линии умолчания, согласно которой никаких российских военных на территории Украины нет, не было и быть не может. Вопреки тому, что глаза миллионов россиян видят вернувшихся соотечественников. Впрочем, опять же, можно не сомневаться, Киселев со товарищи сделают все возможное и невозможное, чтобы окармляемые ими россияне все это как бы и не увидели. Никакой радости от того, что российские граждане вернулись домой живыми и невредимыми быть не может, а их военное начальство, включая верховного главнокомандующего, предпочло бы их пленению и теперешнему освобождению их героическую смерть. «… в нашей традиции пока ничего, к сожалению, не меняется: „Скажи, а почему ты вместе с танком не сгорел?“» – с горечью констатирует Илья Яшин в «Ежедневном журнале».

 

Блогосфера – российская блогосфера – комментирует ситуацию.

 

Юрий Христензен:

 

Их встречали только жены. В учебники истории они не попадут. В ближайшее время о них постараются забыть.

Ее встречает вся страна. Все СМИ следят с пометкой «срочно!». Ведущие политики стараются попасть с ней в кадр.

Две стороны конфликта не могут быть одновременно правы. Либо они герои, либо она герой.

Смотрим на кадры и пытаемся ответить на вопрос. Кого встречают как героя, а кого как вышедших на свободу преступников?

 

Дмитрий Шагиахметов:

 

Надежда Савченко – в Киеве.
Прилетела на президентском самолете.
В аэропорту – толпа журналистов. Прямые трансляции.
Президент Украины встречает Героя Украины!
Чуть раньше во Внуково прилетели россияне Ерофеев и Александров.
Кто такие – непонятно.
Если добровольцы-ополченцы «ДНР» – их полагалось бы судить за наемничество.
Если – как они представлялись сразу после пленения – спецназовцы-«ГРУшники» – чего делали в степях Украины?
Савченко будут встречать, как когда-то наша страна встречала челюскинцев, Чкалова, Гагарина.
За россиянами в аэропорт Путин не приехал.
Вероятно, встречал их дежурный майор-«особист».
Российские телевизионщики не толкались в аэропорту – никаких прямых трансляций!
…Очень неравноценный обмен получился.
Потому что – и пленные – неравноценные.
И президенты – неравноценные.
И страны – увы – неравноценные.
За что мне, россиянину, особенно стыдно. И горько.

 

Надежда Савченко стала для Украины символом свободы и перемен. Национальный герой. Ерофеев и Александров стали олицетворением подлой гибридной войны России против как бы братского государства, лжи, цинизма и развращения, направленных прежде всего против собственного народа.

 

А какая отвратительная история с просьбой о помиловании Савченко!

 

Сама она наотрез отказалась подавать такое прошение. Но, согласно законодательству, помиловать без ходатайства о помиловании нельзя. А закон для Путина, как известно, превыше всего. Абы кто, но такое прошение подать должен. И что они придумали? Чтобы о помиловании Савченко попросили родственники якобы убитых ею журналистов Корнелюка и Волошина! Трудно придумать бóльшую мерзость: вытащили на камеры вдову одного, сестру другого, и Путин сообщил им, что они просят помиловать убийцу их близких (из чего следует, что либо просительницы немые, либо до того момента были не в курсе своей инициативы). Несчастные женщины молча слушали президента, и это при том, что они наверняка понимали, что никакая Савченко не убийца. А Путин, также зная это, и догадываясь, что и им это известно, ломал эту комедию, не моргнув глазом. Да, и вишенкой на торт: он еще и поблагодарил женщин за их просьбу, за проявленный гуманизм.

 

Праздник со слезами на глазах

 

И последнее и теперь, после триумфального возвращения Надежды – главное. То, что делает ее возвращение праздником со слезами на глазах.

 

«Я хочу попросить прощения у всех матерей, дети которых не вернулись, а я до сих пор жива. Я хочу попросить прощения у тех матерей, дети которых сидят в неволе, а я на свободе», – сказала Савченко, вернувшись из плена. Надежда, человек совестливый, не будучи в том виноватой, чувствует свою вину за то, что она жива, а кто-то не вернулся с этой не признаваемой никем в мире, в том числе и самой Украиной, войны. Кто-то продолжает томиться в застенках бандитов Лугандонии, кремлевских застенках.

 

В день освобождения Надежды Савченко спикер администрации президента Украины по вопросам АТО Андрей Лысенко заявил о пленении на Донецком направлении двух украинских военнослужащих.

 

31 мая Грани опубликовали сообщение об очередных погибших украинских военных: «Война в Донбассе не остановлена. В последние дни в украинских городах хоронили погибших военных. В воскресенье сотни киевлян пришли на Аллею Героев Небесной Сотни, чтобы проститься с Андреем Жуком (Маугли), 32-летним командиром 3-го батальона 72-й отдельной механизированной бригады. Он попал в засаду боевиков под Волновахой. Маугли принял на себя огонь диверсионно-разведывательной группы, чтобы прикрыть своих бойцов».

 

26 мая, на следующий день после возвращения Надежды Савченко, суд в Чечне приговорил двух очередных заложников Путина, украинских граждан Николая Карпюка и Станислава Клыха соответственно к 22,5 и 20 годам заключения в колонии строгого режима. Их признали виновными в участии в боевых действиях против федеральных войск в Чечне зимой 1994 – 1995 годов в составе подразделения «Викинг», а также в гибели и ранении нескольких десятков российских солдат. (О судьбе Станислава Клыха мы писали в № 8 «Рубежа» за прошлый год).

 

Судебное следствие, начавшееся еще в прошлом году, проходило без участия обвиняемых – они почти сразу после его начала были удалены из зала суда. В последнем слове оба подсудимых сказали о пытках, которым они подвергались после ареста, и что судят их за то, что они украинцы, за то, Россия напала на их страну («Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать!»).

 

Что касается реальности вины осужденных – то о ней можно говорить с той же вероятностью, что и о той же вине экс-премьера Арсения Яценюка. Если помните, еще в сентябре прошлого года Следственный комитет России обвинил Яценюка в том, что он участвовал в первой чеченской войне (т. е. в те же годы – 1994 – 1995), и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал эти обвинения «не голословными».

 

С другой стороны, вспомним, что в те же годы «в боевых действиях против федеральных войск в Чечне» самое активное участие принимал нынешний президент Ичкерии Рамзан Кадыров (вместе со своим папой). И для установления этого факта не надобно никакого следствия, это всем известно, сам Рамзан это не отрицает – и, тем не менее, он почему-то до сих пор на свободе.

 

Этот очередной дикий приговор выглядит тупой местью Путина за унижение, на которое ему пришлось пойти, освободив Надежду Савченко. А то, что ее освобождение этот тонко чувствующий и ранимый человек воспринимает именно как унижение, сомнений нет никаких.

 

Вспомним таких же заложников путинского режима режиссера Олега Сенцова и его товарища Александра Кольченко, осужденных еще в прошлом году к большим срокам за якобы подготовку терактов в Крыму.

 

А сколько еще – десятки, сотни? – граждан Украины находятся в плену? О которых неизвестно широкой общественности, о которых не напоминают Путину мировые лидеры, как постоянно напоминали они о Надежде Савченко. Вот только об одном таком безвестном прежде пленнике, 25-летнем военнослужащем Александре Лазаренко, находящемся в плену у боевиков Лугандонии с февраля прошлого года, узнала недавно широкая общественность. Но только потому, что о его судьбе 31 марта рассказала Foreign Policy. А сколько их еще таких, безвестных?

 

Блогер Максим Иванищев пишет в фейсбуке: «Хотел бы написать маленький постик, который слегка отрезвит всеобщее ликование. В застенках у ЛДНР находится несколько десятков женщин, которых ежедневно избивают, насилуют и отправляют на каторжные работы сепары за их проукраинскую позицию. Бывшие здания донецкого и луганского СБУ переполнены молодыми девушками-волонтерами, тетями за 40, которые клеили листовки с призывами свергнуть путинское иго, похищенными женами, мамами и сестрами украинских военных, которые не вывезли родню с оккупированных территорий. На данный момент, я знаю 4-ых женщин, которые находятся в застенках за свою проукраинскую позицию. Порой клеить листовки с трезубцем в оккупированном Донецке в разы страшнее и опаснее, чем быть в добровольческом батальоне».

 

«Продолжаем борьбу за освобождение всех украинских заложников», – написал Петр Порошенко на своей странице в фейсбуке. Очень бы хотелось надеяться, что это не пустые слова на публику. Освобождение всех украинских граждан, находящихся в плену – не столь перспективная с точки зрения пиара задача. А усилий потребуется приложить больше, чем для освобождения Савченко, известной всему миру, члена Парламентской ассамблеи Совета Европы и депутата Верховной Рады, лауреата премии им. Сахарова. А то, что ее освобождение Порошенко использовал по полной для поправки своего стремящегося вниз рейтинга, сомнений не вызывает.

 

Об этом, например, 26 мая еще в одном «нашем» издании, Der Spiegel, пишет Беньямин Биддер: «Обмен пленными использует для политических инсценировок и Киев. Президент Порошенко поспешил засветиться с Савченко перед представителями прессы … Для Порошенко момент исключительно подходящий. Ровно два года назад он был избран президентом – с тех пор его рейтинг стремительно падает. Реформы буксуют, а сам президент до сих пор привязан к старым знакомствам. Савченко должна посодействовать повышению его популярности у избирателей».

 

Но, кажется, Надежда может поломать привычную для Порошенко и Ко игру на повышение рейтинга и, вместо того, чтоб пиариться, заставить их отвечать за свои слова. Это стало ясно после первого же выступления депутата Савченко в Верховной Раде 31 мая.

 

Начала она с того, что сняла свой портрет с парламентской трибуны, а взамен повесила баннер с фотографиями украинских ребят, все еще остающихся в плену у Путина, и надписью: «Свободу узникам Кремля!»

 

«Я снимаю свой портрет с трибуны и вместо него вешаю портрет с лицами ребят, которые будут смотреть вам в глаза... Вы не имеете права не вытянуть каждого из них», – сказала Надежда и предрекла: «Народ Украины не даст нам сидеть в этих креслах, если мы будем предавать их. Украина – превыше всего. А для нас, кто сидит в этом зале, Украина превыше жизни каждого из нас». Она еще раз попросила прощения у родных всех погибших военнослужащих.

 

Кажется, в полку депутатов появился человек, думающий не о собственном обогащении, а о людях, о стране. Не подверженный соблазнам коррупции (чуть ли не первый такой персонаж среди украинских политиков). И, что очень важно – имеющий колоссальный моральный авторитет, такой, что от ее слов, самых жестких и нелицеприятных, невозможно будет отмахнуться. Никому, в том числе – президенту. Или даже – в первую очередь президенту.

 

Это прежде всего Надя Савченко не даст депутатам спокойно сидеть в креслах, постоянно напоминая им о путинских пленниках. Щука, которая не даст дремать многочисленным карасям, – обитающим не только в сессионном зале парламента, но и вообще в украинском политикуме, включая самого жирного (в смысле – главного) карася.

 

Кажется, Петр Алексеевич надолго получил серьезную головную боль.

 

И теперь ему волей-неволей придется – хотя бы в промежутках между пополнением средств на оффшорных счетах – вспоминать о том, что он президент Украины.

 

Вадим Зайдман