Судьбы ХХ века
Выжившая в аду
Умерла, как я уже писала, Маша Рольникайте
– единственная в мире, кто писал свой детский дневник прямо ВНУТРИ ада, что,
поверьте, кто не в курсе, было смертельно опасно: если бы листочки обнаружили,
ее бы сразу убили бы. А было ей от 14 до 18 лет: сначала гетто, потом два лагеря
смерти.
То есть этот беспримерный подвиг совершал ребенок.
Маша Рольникайте
Потом дневник, который превратился в книгу, даже экспертизе подвергли: историки
и прочие спецы. Выяснилось, что дневник аутентичный: писалось это прямо там, в
лагере, что, повторюсь, чисто технически невозможно: например, немцы раздевали
девушек и женщин догола и проводили перед строем.
Наверно, есть уже исследования о бесстыдстве «концепции» Третьего рейха: человек
для них было лишь предмет; а предмет, вещь, предназначенная к «утилизации»,
стыда, ясное дело, не имеет. Людей гнали к месту расстрела голыми – и мужчин, и
женщин, а среди них было много почтенных и пожилых, прикрывавших срамные места
руками (смотреть на эти фото невозможно; после того, как я долго сижу в архиве
Яд Вашем, у меня начинаются депрессивные атаки, спать не могу).
Вот в какой ситуации, антропологически НЕВОЗМОЖНОЙ, совершенно непредставимой,
создавалась эта великая книга:
«Я ДОЛЖНА РАССКАЗАТЬ»
После войны, когда Маша чудом выжила, начался второй этап кошмара: первая книга
заканчивается тем, что обессилевшая Маша видит солдата с красной звездочкой на
ушанке и понимает, что спасена.
Маша, конечно, не знает, что делал этот солдат, например, в Померании (а мы
теперь, к своему ужасу, знаем), зато через три года она будет мерять шагами
платформу вокзала: евреев готовят к депортации уже победители, те самые, с
красной звездочкой на ушанке.
Книги Маши Рольникайте, написанные безыскусным, почти детским, наивным языком,
гениальны так называемым «эффектом присутствия»: это Дантов ад, но увиденный не
внутренним зрением, как его видели провидцы, Данте или Майстер Экхарт, а наяву:
причем ежедневный, с побоями, холодом, голодом, расстрелами, унижениями и пр.
Эта книга – великая именно потому, что безыскусная: так бывает.
Как известно, поэзия после Освенцима невозможна.
Весть – сегодня утром – о смерти Маши, Марии Григорьевны почему-то страшно
поразила меня, хотя ей было под 90.
Это редкий случай совершенно праведной жизни, абсолютной и величественной: так
бывает, хотя принято считать, что человек сложен.
Мария Григорьевна была бедна (пенсию ей платили немцы, заметьте, а не наши, а
свою кооперативную квартиру она выплачивала долгие годы), она была строгой,
жестковатой, сильной и помыслы ее были совершенно чисты. Она провела около 400
(!!!) встреч с читателями, все время рассказывая о том, ЧТО с ними сделали.
В своем роде она была мономан, человек, посвятивший свою жизнь лозунгу: Я должна
рассказать.
Теперь (извините) Я должна рассказать: посредством фильма. МЫ должны: наша
команда. Полфильма готово, ищем денег на завершение.
Мария Григорьевна так и не дождалась, хотя мы делали все возможное. И люди
собрали на «Планете.ру» солидную сумму, которой как раз и хватило на половину.
Помогали и так: например, Lana Polinger, Elena
Minkina-Taycher, Sveta Kifa,
Julia Trubikhina, Феликс Дектор, Александр Гельман и
другие, очень многие.
Огромное им спасибо и вечная память Марии Григорьевне.
* * *
Когда кошмар кончился, и Маша
Рольникайте смогла наконец выспаться на ПЕРИНЕ (в доме суетливой немки, которая
со страху куда-то все время убегала, но, может, она была и хорошей, кто ее
знает), у Маши было второе по счету потрясение.
Я ее спросила, что было самым потрясающим после четырех лет ада?
– Хлеб (ответила она). На столе лежал белый хлеб, только что испеченный белый
хлеб, которого я не видела 4 года. И я даже не могла к нему прикоснуться. Сидела
и смотрела.
На столе лежал обыкновенный белый хлеб.
Я заплакала (это я уже о себе).
Мария Григорьевна сказала сурово:
– Перестаньте. А то будете все время рыдать.
Ну да. Это был первый день нашего интервью, предстояло еще пять таких. Слез бы
не хватило.
Диляра Тасбулатова,
Facebook, 7 апреля