Послесловие к публикации

 

На развалинах

 

Четверть века назад я бы вздрогнул от счастья: на мой текст отозвалась Юнна Мориц! Сегодня душа откликнулась на это известие превентивной тоской. В сущности, можно было уже поберечься и не читать, но – слаб человек...

 

И я это прочитал.

 

Юнна Петровна, со всей силой богом данного темперамента, обрушилась на мою лондонскую лекцию в «Открытой России» (мы опубликовали ее в прошлом номере. – Ред. «Рубежа»), сопроводив свое изложение желчными потоками, посвященными моей русофобии.

 

Полемикой это назвать трудно – почти ни по одному тезису лекции (а речь в ней шла о драматическом противостоянии русской империи и русской цивилизации) возражений по сути не прозвучало. Кроме одного, но очень слабенького: ЮМ ткнула мне в лицо Кавафиса и еще нескольких прекрасных греческих поэтов как доказательство вечно живой древнегреческой цивилизации…

 

Как будто я говорил не о соотношении «афинской школы» и нынешних Афин, а о том, что в мире не осталось талантливых греков!

 

Впрочем, полемикой все это притворялось недолго: выдав еще несколько пошлых подмен того же рода и абзац международной аналитики из газеты «Завтра», Юнна Петровна утомилась держать себя в руках и перешла на личности, а потом просто мне схамила – очень, признаться, удивив.

 

Это немудреное хамство давно не в новинку: я читаю и слышу его много лет; но раньше такие тексты прилетали ко мне в исполнении одноклеточной части фейсбука; из уст Юнны Петровны услышать сие я, признаться, не предполагал.

 

Подотстал от жизни мой бедный ассоциативный ряд, лет на сорок подотстал: все выдает на «Юнну Мориц» ту черную птицу и ту, голубую... А тут вона что приключилось с человеком. Как с Древней Грецией, только гораздо быстрее.

 

…А русофобии во мне, к сожалению, нет совсем. Если бы я был русофоб, я бы получал сейчас нескрываемое удовольствие от убожества и ужаса, в которые погружается русская цивилизация.

 

И отдельное удовольствие я получал бы от прилюдной, массовой и почти сладострастной деградации ее лучших людей.

 

А мне от этого всего худо почему-то.

 

Напоследок хочу посильно утешить Юнну Петровну, чья поэтическая душа была, кажется, особенно сильно уязвлена моими лондонскими гонорарами: именно ту лекцию я читал бесплатно.

 

Вообще-то я очень жадный, но так получилось.

 

Виктор Шендерович,

«Ежедневный журнал», 26 апреля

 

 

 

 «Тятя, тятя, наши сети притащили»... страшный сон!

 

Большое веселье – сейчасные «лекции» артистов русофобского жанра (знаменитый кинодоктор Лектор отдыхает!..). Одна из таких лекций приехала в Лондон, «милый городок, там туман и холодок,/Парфюмо, министр английский, слабым был на передок». Лектор Шендерович туда прибыл и просветил «открытое общество».

 

Оказывается, греки, живущие сегодня в Афинах, не имеют никакого отношения к греческой цивилизации, к Аристотелю, потому что цивилизации создаются школами, а школы Афинской там больше нет, Парфенонов там больше не делают. Поскольку я перевела на русский язык стихи выдающихся греков – Кавафиса, Сефериса, Элитиса, Рицоса, меня восхитила потрясающая новость о том, что они не имеют никакого отношения к греческой цивилизации!..

 

Но с цивилизацией России – просто полный облом: «от Европы был взят инструментарий: точные науки, вооружение, идеи империи... К XVIIXVIII веку нам это досталось готовеньким. Наука уже создана, университеты есть – можно взять. И это одно из наших базовых проклятий, которое мы продолжаем весело нести… И вот этот дикарь в итальянской обуви, на немецкой машине и с американским айфоном, из своего – только Христос. Больше ничего отечественного… ничего отечественного мы не производим… Водка, женщины, и Христос – триада. У нас свой Христос… мы с византийских времён освоили выпуск своего Христа, который к этому вашему протестантизму имеет очень малое отношение», – упс! – и всю эту чушь слушает Ходорковский, к которому время от времени обращается лектор, обладающий зоологическим воображением: «Чеховских сестёр изнасиловали в 1918 году революционные матросы. И сегодня у власти наследники тех, кто насиловал чеховских сестёр».

 

После трахнутых ревматросами чеховских сестёр – потрясающие историко-философские мысли о бардах: «откуда эта культура туристическая, песни у костра? Это и был символ советской свободы… по Ключевскому, просто уйти в лес… Можно мы у костра не будем строить коммунизм? Мы вам не мешаем, мы просто тут у костра сидим. У нас тут девочки, гитара, водка, – можно? Вы стройте коммунизм, а мы – „милая моя, солнышко лесное“. Нормально. Договор».

 

Но припадки глубоких исторических знаний не отпускают лектора, всю дорогу они его лихорадят: «Русская цивилизация не победила татар. Она взяла себе их инструменты… весь сегодняшний федерализм – это… Просто собирание дани с земель. Раньше это делали татары… Потом выяснилось, что можно обойтись без татар. Сами можем пытать, убивать, выжигать города… И вот эта оккупационная армия и сложилась. Это стало доминантным геном», – говорит выдающийся генетик Шендерович, просвещая лондонское «открытое общество».

 

Оказывается, власть постоянно запугивает либералов, она говорит им (интересно – где?): «Ну, вы скажите спасибо, что мы вас охраняем от народа. Мы ж вас охраняем, если дать волю народу…» Чистосердечное признание лектора! Кто бы сомневался, что их власть охраняет их от народа, который они ограбили с хохотом! А нехороший Примаков развернул самолёт во время бомбёжек Белграда и не полетел в Америку – почему? А потому, говорит великий знаток Примакова, что «это уже ясное противостояние с Западом – примаковская тема». Видимо, Россия должна была вместе с западом бомбить Сербию, – тогда бы не было противостояния с западом, – ну почему мы до этого не додумались? А потому, что генетика у нас татаро-монгольская, азиатская, очень плохо соображаем! И гайдаровцам жутко не повезло, у них не было нефтегазовых триллионов, а то бы они всё подряд, до победного конца реформировали.

 

«И вот нас ожидают очень любопытные ближайшие два года, когда кончится еда… они проскочили „развилку“ в 2011 году, когда был последний, на мой взгляд, шанс договориться. Я об этом писал, что главная повестка – договариваться о правилах ухода „на цыпочках“. В 2010-2011-м можно было договориться об уходе „на цыпочках“… они прекрасно понимают, – и это было ещё до Донбасса, – что теперь светит Гаага… Есть ещё сон о Каддафи…»

 

Надеюсь, что у этого лектора – нескончаемый сон о виселице Саддама, о растерзании Ирака и Ливии, о восторге Хиллари, когда она смотрит на гибель Каддафи, – и пусть он, этот сновидец, погружается глубже и глубже в такие сны – до самого дна, никогда не просыпаясь!

 

Спрашивал он у поляков: как им удалось договориться – Валенсе, Ярузельскому, Михнику? А вот как: «был очень важный знаменатель – поляки. Все трое были патриотами своей страны очень по-разному… Но для всех троих благо Польши было абсолютным приоритетом». Приехали!

 

Патриоты-поляки и благо Польши – абсолютный приоритет, а патриоты России – ужас и кошмар, мерзопакость, не говоря уж о том, что благо России, как абсолютный приоритет, это – преступление, за которое «светит Гаага»! У них в Польше – блеск и красота, они не «прокляты», как Россия, у них – «единая религия и очень сильное общее ощущение – поляки… Все эти разделы невероятно сплотили нацию… Папа римский, удачно бывший тогда поляком».

 

А у нас в России: «Ни культура, ни язык, ни отношение к религии, ни представление о прошлом… нас не объединяет ничего… мы должны осознать прошедшее, как уничтожение нации… мы сами продолжаем гордиться и детей заставляем гордиться преступлениями», – говорит он от имени всех «нас», этот спецматрас для снов о Каддафи!...

 

Но самое невыносимое, самое растерзательное для него знание: «Сейчас скажу страшноватую вещь. Наша проблема в том, что нас победить-то некому… Нас некому заставить».

 

Однако, есть и надежда на чудо: «И вот я доехал до Висконсина – уже 125 человек на концерте, а ещё год назад было 30… они знакомятся друг с другом у меня на концерте, потому что складывается новая община. Её не было ещё два года назад… Это, конечно, кровотечение из России».

 

Главный вопрос: что должен сделать с ужасной Россией весь остальной прекрасный мир?

 

«Авторитарных негодяев в истории человечества было довольно много, но с атомным оружием – первый. Это довольно новая композиция», – сказано не об Америке, которая швыряла атомные бомбы на японцев, а сказано о России, которая ничего подобного никогда не делала, а также не уничтожала Сербию, Ирак, Ливию и не устраивала бесконечные войны, перевороты, цветные кровопролития, чтобы стать гегемоном с триллионами долгов, превышающих долги всей планеты. И за такие «лекции» ещё платят в Лондоне?

 

– Ваше благородие, вы штаны наизнанку одели.
– А как ты догадался?
– А дерьмо назади.
(Слова народные, из анекдота.)

 

«И они ничего не могут сделать. Ядерное оружие есть – нельзя как с Саддамом поступить. Понятия не имею, что делать. Понимаю только, что ситуация беспрецедентная», – такой вот страшный сон: нельзя, как с Саддамом поступить и нельзя, как с Каддафи.

 

«Тятя, тятя, наши сети притащили»… страшный сон!

 

Юнна Мориц,

сайт Юнны Мориц