Кризис

 

Финансы продолжают петь романсы

 

Два номера мы пропускали тему финансово-экономического кризиса. Честно говоря, надоела она хуже горькой редьки: по сути, вот уже добрых два с половиной года все одно и то же. Но все же пробежимся по последним событиям и ожиданиям в этой области.

 

Снова и снова Греция

 

Греция, с которой все началось, по-прежнему занимает около трети места в публикациях на тему кризиса. Михаил Бушуев в статье «Сколько на самом деле экономит Греция» писал на Deutsche Welle 22 октября: «Греция сегодня, действительно, принимает серьезные меры по сокращению государственных расходов. С задачей такого масштаба пока не сталкивалась ни одна из развитых стран мира и ни одна из оказавшихся сейчас в кризисе стран Евросоюза. Правда, Греция в прошлом и жила не по средствам с особым размахом».

Помните, как незабвенный Леонид Ильич, не очень задолго до краха Советского Союза, выступая в Баку, изрек: «Широко шагает Азербайджан!» Все мы тогда «широко шагали». Ну, а Греция «широко шагала» с момента принятия ее 1 января 2001 г. в еврозону. Мы уже приводили немало примеров этих ее «шагов», но вот Бушуев приводит еще: «В 11-миллионной Греции, несмотря на официально объявленное сокращение штатов почти на 11 процентов с 2009 года, остается свыше 750 тысяч чиновников. Для сравнения: в Германии, считающей себя страной бюрократов, из 82 миллионов жителей – всего 1,7 миллиона чиновников».

 

Мы-то считали, что в Германии засилье чиновников. Но по греческим меркам (уже после сокращения!) их здесь должно бы быть в 3,3 раза больше, или 5,6 млн. Представляете? Да от них бы спасения не было! Вот и в Греции от них нет спасения: как сообщает Бушуев, чиновничий аппарат труднее всего поддается реформированию и сокращению.

 

5 ноября «Süddeutsche Zeitung» сообщала: «За несколько дней до выплаты правительством в Афинах зарплат и пенсий Европейский центробанк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд (МВФ) так и не нашли способ, с помощью которого можно было бы закрыть дыру в греческом бюджетном планировании. При этом рассматривалась концепция второго частичного списания долгов. Нынешней весной частные кредиторы Греции – банки, страховые компании и инвестфонды – уже отказались от возвращения им 100 миллиардов евро.

 

Тем не менее из-за глубокой рецессии госдолг Греции растет, поэтому обсуждается второе списание, теперь уже со стороны государственных кредиторов. Прежде всего правительство Германии не хочет этого делать, поскольку как раз перед грядущими выборами в бундестаг оно поручилось, что деньги немецких налогоплательщиков не будут безвозвратно потеряны».

 

А это в тот же день от «Frankfurter Allgemeine»: «На глазах множатся признаки того, что карьере четвертого с октября 2009 года греческого премьер-министра уготован скорый политический конец».

 

7 ноября ИТАР-ТАСС передало из Афин: «В центре столицы Греции, несмотря на дождь, собралась многотысячная толпа, протестующая против голосования в обнесенном баррикадами парламенте по правительственному законопроекту о мерах жесткой экономии и структурным реформам. Поначалу серьезных эксцессов в ходе манифестации не отмечалось. Однако затем обстановка накалилась, группа одетых в маски молодых людей начала бросать камни и бутылки с зажигательной смесью в стражей порядка, пытаясь прорваться к парламенту. На близлежащей улице возникли очаги пожаров. Их пытаются потушить. Для разгона митингующих полиция применила слезоточивый газ. Над центром города поднимаются клубы дыма.

 

Демонстранты у парламента Греции, где собрались десятки тысяч человек, выкрикивают лозунги и держат в руках плакаты, выражающие возмущение новыми значительными сокращениями пенсий и зарплаты, социальных выплат, повышением налогов и пенсионного возраста с 65 до 67 лет».

 

Министры финансов стран еврозоны в ноябре несколько раз собирались для решения греческой проблемы, но так ни до чего не договорились. Греческое правительство каким-то чудом пока держится…

 

Но нашлись добрые дяди, готовые прийти на выручку Греции. Михаэль Туманн в статье «Россияне скупают Грецию» писал 15 ноября в «Die Zeit»: «Российские инвесторы проявляют к Греции, переживающей не самые лучшие времена, повышенный интерес. Благодарные разразившейся в стране финансовой неразберихе россияне скупают все – от вилл, гостиниц, пляжей, морских портов и аэродромов до футбольных клубов и энергетических и газовых компаний…

 

Между тем Европа, „прописавшая“ Греции приватизацию госсобственности ради сокращения внешнего долга страны, смотрит на активность россиян с опаской. Ведь таким образом она фактически „выдает“ страну России и превращает ее во второй российский офшор вроде Кипра».

 

Тему в «Süddeutsche Zeitung» 19 ноября в статье «Китайцы идут» продолжила Кристина Шлетцер: «Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд договорились с правительством Греции об „интенсификации“ приватизационной программы. В ходе этой программы правительство хочет выручить 50 млрд. евро. Путь к ним далек – он ведет через Пекин и Москву.

 

Российские концерны „Газпром“ и „Негуснефть“ хотели бы получить долю греческого газового предприятия Depa, продажа которого, по данным газеты Kathimerini, может принести греческому государству до миллиарда евро и, в случае его приобретения Москвой, увеличить зависимость Европы от российских поставщиков газа. Китайцы скорее делают ставку на аэропорты, железные дороги и порты. Часть пирейского порта уже находится во владении Китайской океанской судоходной компании (Cosco). Сейчас она заинтересована в приобретении греческой части Пирея, где находятся пассажирские и контейнерные терминалы».

 

К этому стоит добавить, что и Испания, а вслед за ней – Италия тоже создают льготные условия для покупки объектов недвижимости в своих странах. И главными покупателями опять выступают россияне и китайцы. О Кипре мы уже не говорим. Европа распродается…

 

Главный виновник

 

Некоторые православные греческие иерархи, а также известный композитор Теодоракис, как мы уже писали, виновников бед своей страны видели в евреях. Но евреи нынче далеко, и какие-то абстрактные они виновники. Стали искать поближе, а кто ищет, тот всегда найдет.

 

9 октября «Интерфакс» передал из Афин: «Тысячи греческих граждан собрались на Синтагме – главной площади столицы, расположенной перед дворцом парламента. В их руках были транспаранты с лозунгами „Вам здесь не рады, империалисты – вон!“ и „Нет четвертому рейху!“, а также с нацистской свастикой. В какой-то момент протестующие начали забрасывать полицейских камнями и бутылками с зажигательной смесью.

 

Меркель, которая прибыла сюда с кратким официальным визитом для переговоров вокруг экономической ситуации в Греции и обсуждения вопроса о предоставлении Евросоюзом финансовой помощи Афинам, в это время проводила встречу с греческим премьером Антонисом Самарасом в нескольких сотнях метров от места столкновений демонстрантов с полицией. Всего, по данным полиции, около 40 тысяч человек протестуют во вторник в центре Афин. Среди лозунгов – „Это не Европейский союз, это – рабство!“, „Меркель – вон, Греция не твоя колония!“».

 

А 15 ноября агентство Reuters передало из Салоник: «Около 250 протестующих греков прорвались в четверг на территорию Международной выставки в Салониках, где проходила конференция с участием мэров германских и греческих городов, а также немецких политиков и дипломатов. Демонстранты блокировали здание, где проходит форум, и атаковали членов немецкой делегации, толкали их, а консула Германии Вольфганга Обермайера забросали бутылками с водой и кофе у входа в конгресс-центр.

 

Некоторые протестующие пробились в само здание, после чего началась ожесточенная схватка с полицией. Полицейским пришлось применить слезоточивый газ, чтобы защитить зарубежных гостей, среди которых был замминистра труда и соцразвития Германии Ханс-Иоахим Фухтель. Именно его неосторожные высказывания спровоцировали массовые беспорядки. Фухтель заявил, что „для работы в местном самоуправлении в Греции требуется три тысячи греков, а в Германии с такой работой справляется тысяча немцев“. И предложил повысить эффективность труда и сократить часть чиновников.

 

Эти слова разъярили греков. Утром в четверг возле выставки собрались сотни служащих местных органов власти. Протестующие выкрикивали лозунги „Нацисты, убирайтесь вон“ и „Они не пройдут!“, а также транслировали через динамики нацистские марши и сообщения греческого радио времен Второй мировой войны. „Эти люди приехали сюда не для того, чтобы помочь нам, а чтобы вынести нам смертный приговор“, заявил лидер Всегреческой федерации рабочих Темис Баласопулос.

 

Участники многочисленных в этом году акций протеста в Греции чаще всего винят именно Германию за жесткие меры экономии, „навязанные“ Афинам международными кредиторами. При этом они предпочитают забыть, что именно Германия несет наиболее значительные расходы в связи с оказанием Греции финансовой помощи» – это отметил уже «Интерфакс».

 

Грецией дело не ограничилось. 13 ноября «Süddeutsche Zeitung» писала: «В отличие от греков, португальцы послушно следовали немецким рецептам по борьбе с кризисом. Пока трудно сказать, насколько это помогло экономике страны, однако, уж точно разогрело ненависть к Германии,

 

Путь к счастью лежит через экономию. С этим посланием Ангела Меркель путешествует по Южной Европе. Нет другой страны, которая бы настолько следовала этой догме, как Португалия. Правительству удалось убрать страну из-под обстрела европейских блюстителей экономии. Однако какой ценой? Потребление приближается к нулю, объем экономики в этом году уменьшится на три процента. Бедность поднимает голову, работы нет, а если есть, то за позорную зарплату…

 

В Германии начинается избирательная кампания, срочно нужны сообщения об успехах, поэтому Португалию признают успешной моделью. Португальцы и испанцы – единственные континентальные европейцы, которые познакомились с немцами не как с захватчиками, а как с туристами. Однако в своей роли строгого воспитателя Германия аккумулирует на себе агрессию в невиданных ранее масштабах. „Почему мы ненавидим немцев“, так озаглавил один из португальских телеканалов репортаж о визите Меркель. На португальцев, прежде всего, давит ощущение доминирования со стороны».

 

Интересно было бы расспросить немцев, как они чувствуют себя в роли, в некотором смысле, евреев…

 

Проекты и прогнозы

 

Известный финансист Джордж Сорос еще в начале прошедшего лета каркал: если Европа не прислушается к его советам, евро через три месяца рухнет. Когда три месяца истекли, а евро, при всех проблемах, устоял, его карканье приняло другое направление. В середине октября сразу два немецких издания – 16 октября журнал «Focus», а 17 – газета «Die Welt» – изложили его «спасительную идею», которая заключается… в выходе Германии из еврозоны и возвращении ее к марке. Замечательная идея. Отказ Германии от евро вызвал бы его естественную девальвацию, то есть падение в цене. Соответственно, обесценились бы долги оставшихся стран, и им было бы легче их погасить. Кроме того, ЕЦБ, избавившись от давления Германии, получил бы большую свободу рук и смог оперативнее оказывать помощь слабым странам.

 

Эту идею поддержали некоторые другие воротилы Уолл-стрит, но другие эксперты отнеслись к ней скептически, указав, что ее осуществление даст некоторое облечение, но не решит многие структурные проблемы Южной Европы. Кроме того, выход Германии из фондов помощи резко уменьшит их платежеспособность.

 

На наш взгляд, выход Германии из еврозоны повлечет за собой немедленный выход из нее других «сильных» стран, и Южная Европа останется предоставленной самой себе. Проще уж другое решение: выход из зоны и возвращение к национальным валютам, с объявлением дефолта, самых «слабых» стран.

 

А 6 ноября сама Меркель выступила на региональном съезде возглавляемой ею партии ХДС с довольно пессимистическим прогнозом, сказав, что на преодоление последствий экономического кризиса странам еврозоны понадобится еще не менее пяти лет. По ее словам, приводимым газетой «The Telegraph», хоть Европа и находится на правильном пути, «те, кто думают, что все можно исправить за один-два года, ошибаются».

 

Это заключение Меркель нельзя оценить иначе, как крайне негативный результат легкомыслия учредителей еврозоны. Зона вступила в действие с 1 января 1999 г., но только по безналичным расчетам. В наличное обращение евро было введено 1 января 2002 г. А с мая 2010 ведет отсчет финансовый кризис еврозоны. То есть более или менее благополучно она функционировала каких-то 8 лет. В кризисе мы уже находимся более 2,5 лет, и еще не менее 5 лет он продлится. То есть, скорее всего, выход из кризиса потребует срок, который будет превышать ее относительно благополучное существование. Да действительно благополучным оно никогда и не было: проблемы накапливались с первого дня существования зоны, пока не прорвало.

 

По сообщению агентства dpa, Меркель, выступая 7 ноября в Европарламенте, призвала исправить ошибки, допущенные в период формирования европейских структур. По словам канцлера ФРГ, следует расширить компетенции ЕС в сфере экономической политики, но сделать это постепенно и осторожно. «Это значит, что предстоит найти разумное равновесие между новыми компетенциями на уровне ЕС и традиционными полномочиями стран-членов союза и их парламентов», – сказала она.

 

Проще говоря, страны должны поступиться частью своего суверенитета. Это то, что надо было сделать с самого начала, и то, о чем говорят с начала кризиса. Вопрос в том, готовы ли к этому народы стран, входящих в зону, включая немцев…

 

Тем временем, эксперты Фонда Нуриэля Рубини, нобелевского лауреата, предсказавшего кризис 2008 года, предсказывают, что еврозона начнет распадаться уже в следующем году. И составили несколько сценариев того, как это будет происходить. Наиболее вероятный сценарий, который эксперты оценили в 60%, предполагает, что Греция выйдет из зоны в конце 2013 года, а Португалия – до конца 2014-го. При этом антикризисный фонд ESM будет израсходован уже в конце 2014 года.

 

28 ноября с планом перестройки ЕС выступил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. В общем, план этот идет в том же направлении, что и предложения Меркель, но включает в себя евробонды, то есть общие долговые обязательства стран зоны, против чего категорически возражают немцы.

 

Лебедь, рак и щука…

 

Не многим лучше обстоят дела в Америке, о чем в нижеследующей статье рассказывает российский экономический обозреватель.

 

Выбор десятилетия

 

Главный вопрос, занимающий сегодня практически всех, кто имеет хоть какое-то отношение к экономике – чем закончатся переговоры в Конгрессе президента США с республиканцами по вопросу «фискального обрыва», на краю которого балансирует американская экономика.

 

Суть проблемы проста: четыре года назад, после череды биржевых крахов, ставших кульминацией финансового кризиса, в США (равно как и в других странах) были предприняты беспрецедентные меры, направленные на поддержку и восстановление экономики. Даже если не считать не имевшей аналогов политики «нулевых ставок» и регулярных впрыскиваний в финансовую систему США силами ФРС сотен миллиардов долларов в рамках программ «количественного смягчения», меры стимулирования обошлись федеральному бюджету в триллионы долларов. Эти триллионы стали частью государственного долга, размеры которого выросли до угрожающих размеров.

 

Четыре года назад, когда Барак Обама готовился к своей первой инаугурации и началу воплощения в жизнь грандиозного «плана Обамы», никто не мог даже предположить, что срок действия экстраординарных мер стимулирования продлится так долго, а эффект будет столь скромным. Многим тогда думалось, что за год, от силы – два, можно будет подлатать финансовую систему, накачать ее свежими деньгами, запустить самоподдерживающийся механизм экономического роста, плавно выйти из режима экстренного финансирования и зажить, как до кризиса. Уже в середине 2009 года началось обсуждение «стратегии выхода» из режима экстренного финансирования, реализация которой должна была начаться никак не позже 2010 года.

 

Так или иначе, срок действия стимулирующих программ истекает в этом году, и уже в январе лишенная государственных «костылей» американская экономика рискует рухнуть в «фискальную пропасть», утащив весь остальной мир в глобальную рецессию. Собственно, о том, как этого не допустить, и переговаривается Обама с республиканцами. Стороны ищут компромисс между двумя крайностями – «прыжком» в пропасть и автоматическим продлением на неопределенный срок всех действующих мер.

 

Эти крайние варианты проанализировало бюджетное управление Конгресса США, составив на их основе два альтернативных сценария. «Прыжок в пропасть» приведет к резкому падению американской экономики в первой половине 2013 года, росту уровня безработицы. Но восстановление начнется уже во второй половине следующего года и в целом за год экономика потеряет лишь 0,5% ВВП. Зато потом, благодаря оздоровлению американских госфинансов, начнется период быстрого восстановления. В 2014-17 годах американская экономика будет расти в среднем по 4,3% в год. Дефицит бюджета сохранится, но к 2018 году он снизится до 0,4% ВВП, а к 2022 году лишь немного вырастет – до 0,9% ВВП. В результате роста экономики и низкого уровня бюджетного дефицита к 2022 году уровень госдолга заметно снизится. Безработица, достигнув в следующем году 9%, уменьшится до 8,4% в конце 2014 года, а к 2017 году – до 5,7%.

 

Что же до сохранения нынешних программ и стимулов, оно чревато «потерянным десятилетием» – аналогом японской стагнации, быстрым наращиванием госдолга и полномасштабным бюджетным кризисом в 2022 году, когда этот долг станет невозможно обслуживать.

 

Фактически бюджетное управление Конгресса противопоставляет «шоковую терапию» с надеждой на последующее выздоровление десятилетней агонии. К сожалению, «дно» фискального обрыва может оказаться значительно глубже, чем думают писавшие сценарий аналитики. По оценкам экономистов банка Credit Suisse, падение ВВП в следующем году в случае сворачивания бюджетных программ и налоговых послаблений может оказаться не 0,5% ВВП, а 5,1%. К схожим выводам пришли и многие другие независимые экономисты. Кроме того, как наглядно демонстрирует греческий опыт, попытка резкого оздоровления государственных финансов за счет сокращения госрасходов и повышения налогов, далеко не всегда ведет к экономическому росту.

 

Правда, и наращивать до бесконечности госдолг тоже не получится. Если в чем-то эксперты бюджетного управления Конгресса и правы, так это в неизбежности долгового кризиса, который может разразиться гораздо раньше 2022 года.

 

Так что теперь Обама и республиканцы ищут «золотую середину» между плохим и очень плохим сценариями, пытаясь сократить расходы и увеличить доходы бюджета таким образом, чтобы в минимальной степени повредить экономике. Задача непростая, особенно если учесть, что республиканцы и демократы предлагают ровно противоположные методы решения проблемы, а времени на переговоры осталось совсем мало. На кону же стоит состояние и вектор развития всей мировой экономики как минимум в ближайшее десятилетие.

 

Максим Блант,

«Ежедневный журнал», 29 ноября

 

От редакции. Если ситуацию в еврозоне мы охарактеризовали как «Лебедь, Рак и щука», то для Америки подойдет «Между Сциллой и Харибдой». Невеселые дела в Западном мире…

 

Обзор подготовил Израиль Зайдман