Утрата

 

Умер Игорь Кваша

 

30 августа умер народный артист России Игорь Кваша. Ему было 79 лет. «Игорь Кваша, один из создателей театра „Современник“, ведущий программы Первого канала „Жди меня“ скончался в 17.00», – говорится в сообщении Первого канала.

 

Игорь Кваша родился в семье ученого-химика и сурдопедагога, его отец погиб в 1943 году под Сталинградом. В 1955 году Кваша окончил Школу-студию МХАТ, после чего в течение двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького. В 1957 году Кваша вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым стал основателем театра «Современник», где проработал до конца жизни. Кваша сыграл множество ролей, в том числе Гаева в «Вишневом саде», Рассказчика в «Балалайкине и К°», Папашу Карамазова в спектакле «Карамазовы и ад», Фальстафа в «Виндзорских насмешницах», Степана Верховенского в «Бесах». В качестве режиссера Кваша поставил спектакли «Кабала святош», «Дни Турбинных», «Кот домашний средней пушистости» и другие.

 

В декабре прошлого года, после выборов в Госдуму, Кваша записал видеообращение с призывом принять участие в митинге на проспекте Сахарова. «Эта сладкая парочка, которая нами руководит, ничего не стесняется, – сказал Кваша. – Наш премьер-министр все время талдычит про внешних врагов, про подкуп... Нам надо вспомнить и доказать, что мы не бандерлоги, мы люди».

 

В апреле этого года Кваша вновь высказался о ситуации в стране. «Когда они (власть. – Ред.) напугались, когда были огромные выступления на Болотной, на Сахарова и у них возникло, как мне кажется, ощущение паники – они вдруг пошли навстречу, стали всё обещать, - сказал он по поводу нового закона о выборах губернаторов. – А потом, когда испуг прошел, они вернулись в свое обычное состояние. Их волнует одно: как все взять под свой контроль. Контроль – это их любимое слово».

В мае Кваша выступил с резкой критикой нового закона о митингах.

 

В августе этого года Кваша как многолетний болельщик «Спартака» обратился к фанатам этого клуба в связи с беспорядками на трибунах во время квалификационного матча Лиги чемпионов со стамбульским «Фенербахче». «Обращаюсь к настоящим болельщикам нашего любимого „Спартака“! То, что происходит на трибунах в настоящее время, переходит все границы разумного, – говорилось в обращении Кваши. – Дело принимает очень серьезный оборот. Клуб может быть наказан не только деньгами – он может быть исключен из еврокубков, как когда-то были исключены английские команды... Если вы действительно любите „Спартак“, если желаете ему добра, вы должны сами пресечь те нарушения, которые происходят на трибунах».

 

http://grani.ru/Society/m.200122.html, 30 августа

 

Игорь КВАША: «Доказать, что мы не бандерлоги, а люди»

Видеозапись накануне митинга 24 декабря 2011 г.

 

Мне хочется поговорить о том, как мы живем сейчас, за что нас принимают. Нас принимают за быдло, за стадо, которое можно вести куда угодно и делать с ним что угодно. Власть не очень-то и скрывает свое отношение к нам, она довольно откровенно действует. Ведь посмотрите: мы выходим сейчас на митинги с лозунгами против фальсификации выборов. Но фальсификация начинается не с вброса в урны, не с избирательных участков, нет. Она начинается гораздо раньше. Она начинается с того, что не регистрируются партии, во-первых. После этого нельзя высказать то, что ты хочешь. Когда они говорят о равных возможностях партий – это же ложь, сплошная ложь, мы все время в этом купаемся, в этой лжи. Что это все значит?

 

Эта сладкая парочка, которая нами руководит, она тоже ничего не стесняется. Смотрите, совершенно откровенно они говорят: надо снимать тех губернаторов, где недостаточно хорошо собраны голоса для «Единой России». Но что это значит, почему губернатор должен за это отвечать? Почему его за это надо снимать? Голосуют за партии и, между прочим, виновато, по-видимому, федеральное правительство, если за правящую партию не хотят голосовать, если дают малое количество голосов.

 

Единственное, что меня восхищает в советском времени – это школа КГБ, которая сумела, действительно сумела так обучить людей, вбить в них такие стереотипы, что они до сих пор все талдычат про внешних врагов, про подкуп. Это же невозможно уже слушать, когда наш премьер-министр (В. Путин в то время. – Ред.) все время это талдычит. Но пора бы ему остановиться, наверное, пора бы понять, что сейчас уже другое время. Нет, видимо, это очень хорошо обученный человек, очень хорошо.

 

И поэтому, мне кажется, что нам надо вспомнить, что мы действительно не бандерлоги, а люди, и доказать, что мы люди. Нам нужно выйти на эти митинги, и чем больше нас будет, тем лучше, тем больше они будут понимать, что не все так просто, невозможно так просто давить, уничтожать.

 

Говорят о том, что у Путина нет альтернативы. Ну, а какая может быть альтернатива, когда нет условий, чтобы появился еще кто-нибудь, один или несколько. Когда никому не дано слово, когда невозможны дискуссии, когда невозможно выйти на широкие массы, на любой канал. Нет, это невозможно… Поэтому я очень хочу, чтобы вышло как можно больше людей 24 числа, это так важно, правда, это очень важно.

 

Я прошу прощения, меня не будет на этом митинге, я действительно довольно сильно болен, я сейчас не выхожу на улицу и тем более не могу долго стоять на улице, действительно болен. А так я бы, несмотря на свой преклонный, к сожалению, возраст, я бы точно был с вами. Точно был бы. Я так завидую вам, что вы там, что вы чувствуете это единение, что у вас есть вот это чувство, когда вы здесь, вы можете выразить свой протест, вы можете выразить свои чувства.

 

Я вам завидую, правда.

 

Гнев и беспомощность

 

C законом о губернаторах, по-моему, происходит нечто невероятное. Потому что когда они напугались, когда были огромные выступления на Болотной, на Сахарова, и у них возникло, как мне кажется, ощущение паники, – они вдруг пошли навстречу, стали всё обещать. А потом, когда испуг прошел, они вернулись в свое обычное состояние. Их волнует одно: как все взять под свой контроль. Контроль – это их любимое слово. Контроль – иначе во власть придут проходимцы и жулики.

Но почему, собственно, почему? Да, действительно, нужно, чтобы кандидата проверили правоохранительные органы, проверили бы его биографию, его чистоплотность, нет ли у него судимости, не был ли он замешан в каких-то грязных махинациях. Но я боюсь, что если эти проверки будут серьезными, то в первую очередь вылетят многие из их кандидатов. А может быть, именно этого они и боятся?

Кого будут выставлять, рекомендовать законодательные собрания, муниципалитеты, где пока что большинство – у «Единой России»? Риторический вопрос. Это превращается уже черт знает во что. У нас в открытую говорят: такой-то губернатор не обеспечил голоса для «Единой России», и значит, его надо снять. Значит, он не сумел сжульничать, не сумел так построить свою работу, чтобы «сделать» нужное количество голосов. Его за это нужно снять. Но это же поразительные откровения. И об этом говорит юрист-президент!

Все мы все время живем в какой-то лжи, в крутеже. Это невозможно. Невозможно это слушать, невозможно смотреть. Как сидят самодовольные сытые люди и порют абсолютную чушь. У меня ощущение, что слово «бессовестность» они вообще забыли.

Хотя, даже если мы понимаем, что они жульничают, ИМ – все равно. Им главное – настоять на своем, провести свою линию и сделать так, чтобы страну контролировали они. Путин совершенно откровенно все свое правление строил авторитарное полицейское государство.

Я когда-то сказал, что самое ужасное – это гнев и беспомощность. Так вот, именно это я и испытываю сейчас, все время. Гнев и беспомощность.

 

Блог на «Эхе Москвы», http://www.echo.msk.ru/blog/kvasha/876876-echo/

09 апреля 2012

 

SOS!

 

Наша самая любимая партия, «Единая Россия», хочет ввести новый закон – закон о многократном повышении штрафов за нарушения на массовых акциях.

Что это означает? Да
 просто всех нас лишают самых элементарных, самых неотъемлемых конституционных прав. При тех зарплатах, которые существуют у тех людей, которые выходят на акции протеста (6-8 тысяч, в лучшем случае 15-25 тысяч), ввести те штрафы, о которых они говорят, это просто абсурд. При этом они применяют самый простой, самый элементарный психологический прием. Сначала называют совершенно нереальные, заоблачные суммы, пускают их как пробный шар. А потом идут на «невероятные уступки»: они же втрое – слышите, ВТРОЕ — уменьшают сумму! Их гуманизм не имеет границ!

Правда, существует маленькая возможность, что любой идиот или подосланный ими
 же провокатор устроит такие нарушения, что мало не покажется. Все это рассчитано на то, что мы, кретины, мы, бандерлоги и быдло, все это проглотим и заткнемся.

Сегодня ночью мне приснился страшный сон. Идет заседание ГосДумы. Такие милые, такие добрые лица людей, которых мы
 туда избрали. Только почему-то все в черных костюмах с бабочками и с белыми салфетками, перекинутыми через руку. Что за черт, думаю? Но тут же вспоминаю. Ах да, они же слуги народа! Мы их туда посадили, чтобы они улучшали нашу жизнь, чтобы они служили нам. Ура! Ура!..

И
 вдруг вся эта масса людей превращается, как в фильме ужасов, в чудовищных, лагерных, оскаленных псов, которые бросаются на меня. Я бегу и кричу: SOS, SOS!!

Тут
 я, слава богу, просыпаюсь. В холодном поту. Это просто отвратительный сон. Просто отвратительный сон... Но почему-то отделаться от этого ночного кошмара уже не могу.

Что мне делать, что за
 отвратительные видения и мысли лезут в голову? Посоветуйте, что делать?

А
 главное, Конституционный суд теперь так далеко – он в Питере. И когда он сможет рассмотреть эту проблему? Да и будет ли рассматривать?

Конституция, ау!

 

Блог на «Эхе Москвы», http://echo.msk.ru/blog/kvasha/891173-echo/

22 мая 2012