Израиль – Египет

 

Враг моего врага – мой друг?

 

Вечером 5 августа на Синайском полуострове случился не совсем понятный теракт. Не совсем понятный с точки зрения здравого смысла.

 

Напомним, террористы, численностью, по данным египетской стороны, более 30 человек, напали на пропускной пункт «Рафиах» на границе с сектором Газы. Египетских солдат, собравшихся на трапезу в связи с окончанием очередного дня поста месяца Рамадан, нападение застало врасплох. В результате 16 пограничников были убиты на месте, семеро ранены (один из них позднее скончался от ран).

 

Одного из оставшихся в живых солдат боевики усадили за руль захваченного броневика, и заставили его ехать к израильскому КПП «Керен Шалом». За броневиком следовал грузовик, нагруженный взрывчаткой. Но ЦАХАЛ, получивший «горячее» предупреждение о возможном теракте от израильской службы безопасности (ШАБАК), был наготове: одна из машин была уничтожена прямо у забора безопасности, другая успела проехать 25 метров по израильской территории и тоже была уничтожена ударом с воздуха. Кстати, как потом выяснилось, израильтяне предупреждали египетские власти о возможном теракте на Синае, но те ничего не предприняли в связи с полученной информацией.

 

Зато уже на совершенный теракт реакция властей Египта была молниеносной. Президент Мухаммед Мурси пообещал, что организаторы теракта не уйдут от наказания. В провинции Северный Синай объявлено чрезвычайное положение, КПП «Рафиах» был полностью блокирован. Власти Египта, не без оснований подозревая в причастности к теракту палестинских боевиков, потребовали от ХАМАСа максимального сотрудничества в его расследовании. Наблюдатели даже заговорили о возможном вводе в Газу египетских войск – если ХАМАС ослушается. Возможно, восприняв подобную перспективу всерьез, но, не исключено, с целью отвода от своей организации подозрений, Исмаил Хания блокировал все туннели, по которым боевики попадали из Газы на Синайский полуостров.

 

Параллельно руководство ХАМАС обвинило в организации теракта Израиль, целью которого, с их точки зрения, было поссорить Египет с палестинцами. Но этот бред мало кого вдохновил даже в самом Египте. «Братья-мусульмане», правда, ухватились за эту версию, обвинив в причастности к теракту «Моссад» (израильтяне, по мнению «братишек», хотят «свергнуть революционный режим»). В Каире даже состоялась демонстрация, участники которой потребовали выслать из страны израильского посла. Но в демонстрации этой приняли участие всего несколько десятков человек. К чести Мухаммеда Мурси надо сказать, что, хотя он сам считается ставленником «братишек», версию о «руке евреев» он никоим образом не поддержал. В общем, обвинения Израиля со стороны ХАМАС очень уж смахивали на крик «держите вора!»

 

Тем не менее, Исмаил Хания не оставлял попыток свалить вину на Израиль и 20 августа, выступая с речью в связи с окончанием месяца Рамадан, он призвал египетские власти разорвать всякое сотрудничество с Израилем. Он заявил, что безопасность на Синайском полуострове вполне может быть обеспечена сотрудничеством Египта с ХАМАСом. Ну, вроде как безопасность курятника будут обеспечивать сотрудничеством сторожевой собаки и лисы. И почему это, как сообщается, в Каире к такому конструктивному предложению отнеслись более, чем прохладно?

 

Впрочем, обеспокоенность предводителя палестинских террористов более, чем понятна: наблюдатели отмечают неожиданное потепление израильско-египетских отношений. Выглядящих тем более неожиданно на фоне прогнозов их ухудшения в результате прихода к власти в Египте исламистов. Хотя, если задуматься, ничего неожиданного в этом нет: общий враг сплотил недавних недругов. Враг моего врага...

 

Тут надо напомнить, что по результатам Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 года и подписанного на их основе мирного договора в марте 79-го в Вашингтоне, Синайский полуостров стал демилитаризованной зоной. Египту было запрещено держать здесь более 750 солдат, а также какое бы то ни было тяжелое вооружение. Всякие отступления от этих условий должны были согласовываться с Израилем.

 

6 августа, на следующий день после теракта на Синае и впервые после Кэмп-Дэвида, Египет отправил к Синайскому полуострову два корабля, несуших вертолеты. Это решение было согласовано с Израилем.

 

На полуостров были введены сухопутные войска и тяжелая бронетехника, также с согласия еврейского государства. Началась операция против террористов. Впервые после войны Судного дня военно-воздушные силы Египта нанесли ракетные удары по территории полуострова. Сообщалось о 20 уничтоженных террористах. Также военные блокировали сектор Газы и уничтожили 150 туннелей.

 

По сообщению радиостанции «Коль Исраэль», в израильском правительстве считают, что размещение на Синае вертолетов Apache египетских ВВС не угрожает безопасности еврейского государства и что не следует препятствовать египетским властям в проведении контртеррористической операции.

 

И то правда – зачем же препятствовать, когда египетская армия и блокаду Газы установила, и туннели в считанные дни разрушила – и при этом, что самое интересное, не встретила никаких возражений со стороны сердобольного по отношению к несчастным палестинцам мирового сообщества. Как относится то же мировое сообщество к блокаде Газы Израилем, мы в курсе.

 

Газета «Едиот Ахронот» 15 августа сообщила, что президент Египта Мухаммед Мурси взвешивает возможность пересмотра мирного договора с Израилем, точнее, те его пункты, где речь идет о численности и составе египетских вооруженных сил на Синае. Еше два месяца назад того, кто допустил бы, что Израиль может пойти на пересмотр мирного договора в какой бы то ни было части, сочли бы за сумасшедшего. Сегодня такая перспектива не выглядит фантастической. Во всяком случае, факт, что, вопреки всем скептическим прогнозам отношения между Египтом и Израилем потеплели очень существенно. И благодарить за это надо прежде всего тех, кто осуществил теракт на Синае. Воистину заподозришь, не агенты ли «Моссада» скрывались под личиной террористов.

 

Но вот что еще интересно: сама по себе вероятность ухудшения израильско-египетских отношений после прихода к власти в Каире президента-исламиста была самой высокой со времен Кэмп-Дэвида. Надо было как минимум выждать, посмотреть, как поведет себя Мухаммед Мурси. Но террористы своей акцией просто не оставили ему другого выбора, кроме как начать дружить с Израилем. На данном этапе, по крайней мере.

 

В числе вероятных исполнителей теракта египетской стороной в том числе были названы боевики из небольшой и малоизвестной группировки «Армия аль-Джальджала». Некий египетский генерал сообщил на условиях анонимности телеканалу CNN, что эта «Армия» состоит из быших членов ХАМАС, покинувших группировку по причине более радикальных взглядов: они, видите ли, считают ХАМАС чересчур умеренным движением.

 

В таком случае понятно, что Мухаммеда Мурси, заявившего о приверженности всем прежним международным договоренностям, боевики «аль-Джальджалы» тем более должны воспринимать, как голубя мира, «пособника сионистского образования». Это с одной стороны. Но с другой стороны – если ненависть к «сионистскому образованию» не до конца еще затмевает здравый смысл – скажу еще раз. Ситуация в Египте самая благоприятная для исламистов впервые за 34 года. К власти пришел президент исламистского разлива – пусть не столь радикальный, как им хотелось бы, но из своих же братишек. Не зря в самом Израиле новость об избрании Мурси восприняли очень, мягко говоря, настороженно. Да после Садата, подписавшего мир с евреями, после более чем 30-летнего правления Мубарака, этого заклятого друга Израиля и Америки, после едва миновавшей опасности, когда новым президентом мог стать светский человек – Мухаммед Мурси должен был восприниматься, как президент-праздник! Не восприняли. И получилось: враг моего врага – мой друг.

 

Очень уж, видно, хотелось осуществить ближневосточный вариант «поджога Рейхстага». Чтобы подтолкнуть Египет к пересмотру, а то и расторжению мирного договора с Израилем. Хотели сделать как лучше для себя и как хуже для Израиля. А получилось все наоборот.

 

Все-таки не надо, наверное, очень уж упорно искать здравый смысл и адекватность поведения у террористов. Мы знаем, что ненависть соперничающих группировок, борющихся за власть, перевешивает даже ненависть к сионистскому врагу. Здесь нет необходимости отправляться в дальний путь за примерами: вспомним вражду ФАТХа и ХАМАСа, Махмуда Аббаса и Исмаила Хании, вражду, которую они не смогли перебороть даже в преддверии прошлогоднего голосования в ООН о признании Палестинского государства. Даже при посредничестве, кстати, переходных властей Египта…

 

Я, конечно, далек от того, чтобы идеализировать новое египетское руководство и чересчур умиляться нынешним израильско-египетским отношениям, которые вполне могут оказаться исключительно ситуативными. Судить о сути нового режима трудно прежде всего потому, что очень мало времени пока прошло (даже 100 дней президентства Мурси еще не исполнилось). Нужно выждать, понаблюдать, как будут развиваться события.

 

Тем более, что на фоне теракта в стране пирамид происходили и другие знаковые события, не всегда обнадеживающие, а порой и настораживающие.

 

В воскресенье 12 августа президент Египта Мухаммед Мурси отправил в отставку министра обороны и главу Высшего совета вооруженных сил фельдмаршала Хусейна Тантауи (бывшего по сути руководителем страны в переходный период после свержения его предыдушего начальника Хосни Мубарака), главу генштаба генерала Сами Анана, командующих ВВС, ВМФ и ПВО. Одним словом, всю военную верхушку. Также Мурси отменил поправки в Конституционную декларацию, всего два месяца назад, накануне выборов президента, внесенные туда военными. Поправки эти призваны были ограничить власть президента.

 

Здесь надо сказать, что все наблюдатели дружно, в том числе и мы, потерпели фиаско в своих прогнозах о том, что после выборов в Египте мы в той или иной форме будем наблюдать противоборство между президентом-исламистом и светской военной верхушкой, и рано или поздно это может вылиться в новый открытый конфликт (об этом мы писали в июльском номере газеты). В качестве примера мы привели мнение политолога Георгия Мирского: «Армия никуда не денется... Можно предполагать, что будет сделана попытка установить некий симбиоз, существование двух главных политических сил в стране... Можно ожидать попыток консенсуса, при котором, однако, аппетиты исламистов будут сокращены». 

 

Вышло все наоборот. Военные уволены, поправки в Конституционную декларацию отменены, вся власть сосредоточена в руках президента. Двоевластия не получилось. Как бы мы это теперь ни оценивали, но это факт. В Турции премьеру Эрдогану, чтобы освободиться от «отеческой» опеки военных, потребовались годы, президент Египта управился менее, чем за два месяца. Революционная ситуация, понимаешь!

 

Отставленные генералы при этом не то что не возразили, но даже никак не стали комментировать решение президента. Исходя из этого наблюдатели сделали весьма логичный вывод, что решение было с ними согласовано. Теми же наблюдателями было отмечено, что назначенный министром обороны бригадный генерал Саид ас-Сейси долгие годы работал под началом Тантауи, а значит, он сможет гарантировать сохранение статуса военных. Кстати, сами отставленные генералы не совсем и отставлены: теперь они будут советниками президента. В общем, полное согласие в благородном семействе, внешне, по крайней мере.

 

Справедливости ради следует отметить, что иные скептики говорят не столько о конце двоевластия, сколько о начале новой диктатуры. Первым тревожным звоночком здесь послужило сообщение, поступившее вскоре после теракта 5 августа. Власти Египта на один месяц запретили вещание телеканала «Фараин». Тауфик Окаша, сын владельца канала и ведуший ток-щоу (один из бывших кандидатов в президенты, кстати) позволил себе в связи с терактом на Синае резкие высказывания в адрес президента Мурси, порекомендовав ему не приходить на похороны убитых пограничников. Вдобавок к этому шоу-мэн обратился к израильтянам, предупредив их, что Мурси на посту президента опасен для Израиля.

 

12 августа новое сообщение: египетский суд постановил изъять из продажи номер газеты «Ад-Дустур» в котором содержалась критика Мухаммеда Мурси, и которую суд расценил как оскорбление президента. Автор статьи предупреждал об опасности преврашения Египта «в исламистский эмират» и призывал граждан сотрудничать с армией против «Братьев-мусульман». Но выполнение судебного решения, по сути, провалилось: крамольный номер с критической статьей был перепечатан редакцией на следующий день. Кроме того, многие египетские издания и журналисты солидарно выступили в поддержку опальной газеты.

 

Все-таки делать какие-то серьезные выводы о сути нового египетского режима и строить глобальные прогнозы пока трудно. Все потому же: слишком мало времени Мурси у власти. Надо посмотреть, что будет дальше.

 

* * *

Кажется, апокалипсические предчувствия иных политологов в связи с наступлением в ряде ближневосточных стран «арабской весны» пока, слава богу, не оправдываются. И для Израиля пока ничего апокалипсического не случилось в связи с этим.

 

Сколько было причитаний по поводу того, что в Тунисе на выборах победили исламисты – и ничего. Не так давно в Ливии прошли парламентские выборы – впервые за 50 лет выборы демократические – и победили на них демократические партии. Партии исламистского толка здесь получили каких-то 7 % мест. Отношения нового египетского руководства с израильским, говоря дипломатическим языком, развиваются пока в конструктивном русле.

 

И знаете, у меня есть подозрение, что и будущий режим в Сирии, несмотря на страхи иных политологов, будет представлять для Израиля угрозу ну аж никак не большую, чем режим Асада.

 

Здесь мне могут возразить, что последние события – убийство американского посла в Ливии и протесты, охватившие в первую очередь страны «арабской весны» в связи с размещением в интернете любительского фильма «Невинность мусульман» (см. об этом материал «Кинопровокация века» в этом номере) – как раз говорят о том, что ситуация далека от нормальной. Тут надо заметить, что это объясняется прежде всего тем, что ситуация в странах «весны» после случившихся революций не нормализовалась, власть не окрепла, вот эти страны и оказались в первых рядах возмущенных. Но позже протесты охватили и страны, не имеющие никакого отношения к «весне»: Турцию, страны юго-восточной Азии; волнения перекинулись даже на мусульманские общины некоторых европейских стран и Австралии. Вообще, фанатикам только дай повод выразить свою ненависть к Америке и Западу – не было бы этого ролика, нашли бы другую причину, не сейчас, так позже. Скандал с датскими карикатурами случился в 2005 году, до «арабской весны» еще оставалось долгих шесть лет.

 

С другой стороны, далеко не все жители Ливии, Египта, Туниса поддержали погромы у американских посольств, случившееся осудили и власти этих стран. Глава Пентагона Леон Панетта в интервью изданию Foreign Policy попросил не спешить с выводами о провале в странах «арабской весны» борьбы за демократию; выступление кучки недовольных, считает Панетта, не отражает настроения всего общества.

 

Возвращаясь к Египту и его новому президенту, скажу, что у меня сложилось ощущение, что Мухаммед Мурси – прежде всего прагматик. И его прагматизм превалирует над идеологическими догмами движения, ставленником которого его считают. Вполне можно предположить, что он не испытывает больших симпатий к еврейскому государству, но его прагматизма хватает на то, чтобы отметать бредовые версии и понимать, что в борьбе с террором Израиль является куда более необходимым партнером, чем «голуби мира» из ХАМАСа.

 

Но что самое замечательное: вот сделал Египет за несколько дней то, за что ругали Израиль, связывая его по рукам и ногам: уничтожил 150 туннелей из Газы на Синай, ввел блокаду сектора (!), а мировое сообщество ни словом осуждения не обмолвилось. Хорошо бы теперь – давайте помечтаем – не израильтяне, а египетская армия выкорчевала это осиное гнездо в ПА. И чтобы еще кто-нибудь – тоже не израильтяне – выкорчевали, и столь же решительно, другое такое же гнездо – «Хезболлы» в Ливане. Может быть, тогда мир на Ближнем Востоке обретет очертания более осязаемые, чем миражи в пустыне?

 

Вадим ЗАЙДМАН