Ближний Восток

 

Американо-израильский скандал

 

В начале марта планировалось начало «непрямых» переговоров между Израилем и Палестинской автономией (ПА) под эгидой США. Утрясанием этого вопроса занимался находившийся в регионе спецпосланник США на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. 8 марта ему в помощь в регион прилетел вице-президент США Джозеф Байден. А на следующий день, 9 марта, министр внутренних дел Израиля Эли Ишай (от ультрарелигиозной партии ШАС) объявил о выдаче разрешения на строительство 1600 новых домов в Восточном Иерусалиме. Президент ПА Махмуд Аббас тут же заявил о том, что он отзывает свое согласие на вступление в непрямые мирные переговоры с Израилем. Байден улетел домой, не солоно хлебавши. Разразился скандал между Израилем и его, по сути, единственным союзником США.

 

Администрация США оказала беспрецедентный нажим на израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху с требованием прекратить строительство в Иерусалиме, ссылаясь на обязательство Израиля временно приостановить строительство в поселениях на Западном берегу. Нетаньяху отказался это сделать, указав на то, что Восточный Иерусалим – не поселение, а часть неделимой столицы Израиля.

 

Однако, нажим не ослабевал, перейдя только из открытой формы в закрытую: миротворцу Бараку Обаме любой ценой надо ублажить арабо-мусульманский мир. Любой ценой фактически означает за счет Израиля. К американской администрации в ее нажиме на Израиль подпрягся и ЕС. Выступая 23 марта на ежегодной конференции Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC) – главного произральского лобби в США, Нетаньяху очень точно охарактеризовал ситуацию, заявив: «В мире действуют три стандарта: один применим к диктатурам, другой – к демократиям, а третий, самый строгий, к Израилю».

 

О том, что мировое сообщество неравнодушно к Израилю, мы неоднократно писали: двойные, а то и тройные стандарты… Обаме бы столько настойчивости в решении проблемы иранской бомбы. Помните, где-то в конце прошлого лета он дал Ахмадинежаду время до Нового года: если к тому времени он не пойдет навстречу требованиям МАГАТЭ и мирового сообщества, то… А что «то»?

 

Новый год давно прошел, скоро опять лето, Ахмадинежад то и дело выступает с оскорбительными заявлениями по адресу Обамы, и – ничего…

 

Некогда Обаме заниматься Ахмадинежадом и его бомбой – занят выкручиванием рук Нетаньяху. Тот долго держался, но в последнее время появились признаки того, что он уступает нажиму.

 

26 апреля израильские СМИ опубликовали информацию о том, что Обама и Нетаньяху тайно договорились о полном замораживании строительства в поселениях Иудеи и Самарии, а также в Восточном Иерусалиме, но при этом они согласились категорически отрицать существование такого соглашения. Но на самом деле все проекты по строительству в еврейских кварталах Восточного Иерусалима, особенно проект в Рамат-Шломо, будут выполняться очень медленно и растянутся на долгие годы.

 

Косвенно это подтверждается тем, что 1 мая Лига арабских стран на своем заседании поддержала возобновление непрямых мирных палестино-израильских переговоров, а на следующий день глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас официально объявил, что Исполком Организации освобождения Палестины дал добро на проведение этих переговоров.

 

Нам понятна тяжелая дилемма, перед которой оказалось правительство Израиля, и, находясь в тепле и безопасности в Германии, не считаем возможным высказывать какие-либо категорические суждения о том, как оно должно поступать в этой ситуации. На что только мы хотели бы надеяться, так это на то, что при любом варианте развития событий будут соблюдены два условия: первое – Иерусалим остается неделимой столицей Израиля, второе – никакого возвращения арабских беженцев на территорию Израиля. При соблюдении этих условий возможно и даже желательно создание Палестинского государства.

 

А далее мы даем слово двум человекам, которые более, чем мы, компетентны в этих вопросах. Один из них – Менахим Бегин, бывший премьер-министр Израиля. Его письмо 1981 года американскому послу в Израиле звучит сегодня как никогда злободневно.

 

Второй материал, который мы публикуем, – это статья 40-летней давности израильского журналиста Элиэзера Вартмана (его псевдоним Элиэзер Бен Исраэль). Из обоих материалов хорошо видно, что государство Израиль десятилетиями мучают, по сути, одни и те же проблемы. И благодарить оно должно за это все то же славное мировое сообщество, не исключая своего ближайшего союзника…

 

И. Давидович

 

Послание послу США в Израиле Самуэлю Льюису

от 20 декабря 1981 года

Менахем Бегин

В течение последних шести месяцев правительство США три раза «наказывало» Израиль. 7 июня мы уничтожили атомный реактор «Оссирак» около Багдада, и я не намерен сообщить Вам сегодня, от кого мы получили окончательную информацию о том, что этот реактор был готов производить атомные бомбы. У нас не было сомнений в этом, поэтому наша акция была актом спасения, актом национальной самообороны в самом возвышенном смысле этого понятия. Мы спасли жизни сотен тысяч граждан, среди них десятков тысяч детей. Тем не менее, вы объявили, что наказываете нас, и нарушили подписанный договор, который содержал сроки поставки самолётов.

 

Не прошло много времени, и мы, обороняясь после резни, учинённой над нашими людьми (трое были убиты, среди них выживший в Освенциме, и 29 были ранены), подвергли бомбардировке командный пункт в Бейруте. Вы не имеете права читать нам мораль по поводу потерь среди гражданского населения. Мы читали историю Второй мировой войны и знаем, что случилось с гражданским населением, когда вы действовали против врага. Мы читали также историю войны во Вьетнаме. Наши усилия всегда были направлены на то, чтобы избежать потерь среди гражданского населения, но иногда это неизбежно, как это случилось при бомбардировке командного пункта ООП. Тем не менее, вы «наказали» нас, задержав поставку самолётов F-15.

 

Неделю тому назад, по предложению правительства, Кнессет большинством в две трети голосов принял во всех чтениях Закон о Голанских высотах, и вы теперь снова хвастаетесь тем, что «наказываете» Израиль. Что это за стиль такой – наказывать Израиль? Мы ваше вассальное государство? Разве мы банановая республика? Разве мы 14-летние подростки, которых, если они ведут себя не как положено, бьют по пальцам?

 

Скажу Вам, из кого состоит это правительство. Оно состоит из людей, жизнь которых протекала в сопротивлении, в военных действиях и страданиях. Нас вы не запугаете наказаниями. Тот, кто угрожает нам, обнаружит, что мы глухи. Нет у вас никакого права наказывать Израиль, и я протестую против того, что вы пользуетесь этим понятием.

 

Вы заявили, что приостанавливаете обсуждение договора о стратегическом сотрудничестве, и что возвращение к переговорам, сроки которых уже были назначены прежде, зависит от прогресса переговоров об автономии и от положения в Ливане. Вы пытаетесь сделать Израиль заложником этого договора. Ваше заявление о приостановлении обсуждения договора я рассматриваю как его денонсацию. Никакой дамоклов меч не будет висеть над нашей головой.

 

Еврейский народ прожил 3700 лет без договора с Америкой и продолжит жить еще 3700 лет. Мы не согласимся с требованием дать возможность иерусалимским арабам участвовать в выборах в учреждения автономии и с угрозами приостановить союзнические обязательства, если мы на это не пойдем.

 

Вы наложили на нас денежные наказания и нарушили слово, данное президентом. Когда здесь был государственный секретарь Хейг, он зачитал письменное заявление президента Рейгана, что вы купите на 200 миллионов долларов оружие и другое оборудование. Это нарушение президентского слова. Разве так принято вести себя? Вы отменили ещё 100 миллионов долларов, чего вы хотели этим добиться? Ударить нас по карману?

 

Я живу в доме, где в 1946 году жил английский генерал по имени Баркер. Когда мы воевали против него, вы нас называли террористами, а мы продолжали воевать. Когда мы атаковали его штаб в конфискованном им здании «Кинг Дэвид», Баркер сказал: «На эту расу можно повлиять только, ударив её по карману», и отдал распоряжение британским солдатам не посещать еврейские кафе. Бить нас по карману? Это философия Баркера.

 

Теперь я понимаю, почему усилия в сенате добиться большинства в пользу оружейной сделки с Саудовской Аравией сопровождались некрасивой антисемитской кампанией под лозунгом «Бегин или Рейган». Выходит, что тот, кто противится сделке с Саудовской Аравией, поддерживает чужого главу правительства и нелоялен к президенту США. Таким образом, сенаторы Джексон, Кеннеди, Паквуд и, конечно, сенатор Бушвиц не являются лояльными гражданами.

 

Затем был провозглашён лозунг: «Не разрешим евреям определять иностранную политику США». Что означает этот лозунг? Греческое меньшинство США определило решение сената, не допустившее поставку оружия Турции после её вторжения на Кипр. Никто не запугает большую и свободную еврейскую общину США. Никому не удастся устрашить ее антисемитской пропагандой. Они будут с нами, это страна их праотцов, и их полное право и обязанность её поддержать.

 

Некоторые говорят, что надо отменить – «рисайн» – закон, принятый Кнессетом. «Рисайн» – это понятие времён инквизиции. Наши предки предпочли костёр и не совершили «рисайн» своей веры. Нам не надо быть сожжёнными на костре. У нас, слава Богу, достаточно сил, чтобы защитить нашу независимость и отстоять свои права. Насколько я понимаю, нет во всём мире никого, кто мог бы отменить закон, принятый большинством в две трети голосов в Кнессете.

 

Господин Вайнбергер сказал, а затем и господин Хэйг, что принятие этого закона нарушает резолюцию СБ ООН № 242. Тот, кто это говорит, не читал резолюцию или забыл или не понял её. Душой резолюции являются переговоры для установления безопасных и признанных границ. Сирия заявила, что не будет вести с нами переговоры, что она не признаёт и не признает нас, и тем самым исказила саму суть резолюции № 242. Каким же образом могли мы нарушить эту резолюцию?

 

Что касается будущего, соизвольте сообщить государственному секретарю, что Закон о Голанских высотах останется в силе. Нет силы, которая сможет его отменить.

 

Относительно утверждения, что Вы были застигнуты нами врасплох, то на самом деле мы не желали смутить Вас. Мы знали Ваши затруднения, у Вас связи с Эр-Риадом и Дамаском. Недаром президент Рейган сказал, что прав был Бегин, ведь если бы Израиль заранее обратился к США по поводу Закона, то США сказали бы «нет». Мы не хотели принимать Закон после того, как Америка сказала «нет». Мы не желали смутить вас.

 

В отношении Ливана я просил сообщить государственному секретарю, что мы не начнём войны, но если будем атакованы террористами или сирийцами, то выступим с контратакой.

 

Менахем Бегин

Перевод Давида Мурина, журнал «Наш народ» («Ха-умма»), № 135, 1999 г.

Прочтите это. Если в вас живы душа и разум, то вы поймете… Письмо миру из Иерусалима

Это «письмо» (написанное Элиэзером Вартманом) впервые появилось в качестве редакционной статьи летом 1969 г. в газете «The Times of Israel», которой давно уж нет. Некоторые фразы не совсем точно вписываются в сегодняшнюю ситуацию, но суть письма и его страстность бьют в цель точно так же, как и 40 лет назад.


Кто должен прочесть это письмо? Люди – неевреи или евреи, – которые думают, что Иерусалим не принадлежит еврейскому народу, и только лишь ему. А что касается тех евреев, которые любят Иерусалим и хотят видеть его и весь Израиль в еврейских руках, – пусть это письмо послужит укреплению их духа. Я не существо с другой планеты, как вам, возможно, кажется. Я – иерусалимец, такой же человек из плоти из крови, как и вы. Я гражданин моего города, неотъемлемая часть моего народа. Мне хочется сказать вам кое-что, чтобы облегчить душу.


Поскольку я не дипломат, мне нет нужды выбирать слова. Я не стремлюсь доставить вам удовольствие или даже убедить вас. Я вам ничего не должен... Вы не строили этот город, не жили в нем; вы не защищали его, когда они пришли, чтобы его разрушить. И мы будем прокляты, если позволим вам отобрать его у нас. Иерусалим был раньше, чем появился на свет Нью-Йорк. Когда Берлин, Москва, Лондон или Париж были гнилыми лесами и вонючими болотами, здесь была процветающая еврейская община. Она дала миру то, что вы, народы, неизменно отвергали с тех самых пор, как организовались – человеческий моральный кодекс. Здесь ходили пророки, чьи слова прожигали сердца, как молния. Здесь народ, который не хотел ничего, кроме того, чтобы его оставили в покое, отбивал волны язычников, которые стремились его завоевать; захлебываясь в собственной крови, народ погибал в бою, предпочитая броситься в пламя своих горящих Храмов, чем сдаться; а когда он был в конце концов подавлен – просто в силу численного превосходства врага – и был уведен в плен, люди этого народа поклялись, что прежде чем забудут они Иерусалим, язык у них присохнет к гортани, и отсохнет правая рука. В течение двух наполненных болью и страданиями тысячелетий, пока мы были вашими незваными гостями, мы ежедневно молились о возвращении в этот город. Три раза в день мы просили Всевышнего: «Собери нас с четырех концов света, перенеси нас в нашу землю, верни нас по милости Твоей в Иерусалим, Твой город, и живи в нем, как Ты обещал». Каждый Судный день и Песах мы отчаянно взываем с надеждой, что следующий год застанет нас уже в Иерусалиме. Ваши инквизиции, погромы, изгнания, гетто, в которые вы нас сгоняли, ваши насильственные крещения, ваши системы процентных норм, ваш благовоспитанный антисемитизм и, наконец, невыразимый ужас Холокоста (и еще хуже – ваше ужасающее безразличие к нему) – все это нас не сломило.


Это могло бы высосать у вас остатки моральной силы, которой вы еще обладали, но нас это закалило в сталь. Вы думаете, что вы можете сломить нас теперь, после всего, что мы прошли? Неужели вы действительно верите, что после Дахау и Освенцима мы испугаемся ваших угроз, блокады и санкций? Мы побывали в аду, который вы создали, и вернулись оттуда. Что же еще можете вы добыть из своего арсенала, что могло бы нас испугать?


Я видел дважды, как этот город бомбили страны, которые называют себя цивилизованными... В 1948 г., пока вы взирали равнодушно, я видел, как женщин и детей разрывало на куски, после того как мы удовлетворили вашу просьбу превратить этот город в интернациональный. Это была смертоносная комбинация: британские офицеры, арабские стрелки и пушки американского производства. А потом дикое разграбление Старого города, злонамеренная резня, повальное разрушение всех синагог и религиозных школ; осквернение еврейских кладбищ; распродажа гнусным правительством надгробных камней для постройки курятников, армейских стоянок – и даже сортиров. А вы ни разу не произнесли ни слова. Вы никогда даже не выдохнули ни единого протеста, когда иорданцы закрыли доступ к самому святому из наших святых мест, к Западной Стене, в нарушение всех обещаний, которые они дали после войны – войны, которую они затеяли, кстати, против решения, принятого в ООН. Ни звука, ни бормотания не было слышно с вашей стороны, когда легионеры в остроконечных шлемах небрежно открывали огонь по нашим гражданам из-за этих стен.

 

Ваши сердца обливались кровью, когда Берлин оказался в осаде. Вы срочно послали свои самолеты «спасать храбрых берлинцев». Но вы не послали ни грамма еды, когда евреи голодали в осажденном Иерусалиме. Вы метали громы и молнии по поводу стены, которую восточные немцы провели через центр немецкой столицы – но вы даже не пикнули по поводу другой стены, той, что прорезала сердце Иерусалима. А когда то же самое случилось снова 20 лет спустя, когда арабы снова начали дикую, ничем не спровоцированную бомбежку Святого города, хоть кто-то из вас сделал что-нибудь?


Единственный раз, когда вы вдруг ожили, – когда город был, наконец-то, воссоединен. Тут вы начали заламывать руки и произносить высокие слова о «справедливости» и необходимости нам по-христиански подставить вторую щеку. По правде – и вы знаете это – глубоко внутри вы бы предпочли, чтобы этот город был разрушен, чем чтобы в нем правили евреи. Как бы дипломатично вы это ни выражали, многовековые предрассудки сочатся из каждого вашего слова. Если наше возвращение в этот город оскорбило вашу теологию, очевидно, вам следовало бы пересмотреть свой Катехизис. После всего, что мы пережили, мы не намерены пассивно приспосабливаться к извращенной идее, что нам предназначено вечно страдать от бездомности, пока мы не примем вашего спасителя. Впервые после 70-го года н.э. во всем Иерусалиме существует полная свобода религии. Впервые с тех пор, как римляне подожгли наш Храм, все обладают равными правами (вы бы, правда, предпочли быть более равноправными, чем другие).


Мы ненавидим меч – но это вы вынудили нас поднять его. Мы стремимся к миру – но мы не вернемся к миру 1948 года, как бы вы этого ни хотели. Мы у себя дома. Это потрясающе звучит для народа, который вы бы хотели видеть бродяжничающим по лику планеты. Но мы не уйдем. Мы выполняем клятву, данную нашими предками: Иерусалим отстраивается. «В будущем году», и в следующем после него, и следующем, и следующем, и следующем до конца времен – «в Иерусалиме!»


Элиэзер Бен Исраэль,
перевод и вступительное слово Элеоноры Шифрин