Приключения

 

Наши утлые шлюпки сорвала волна,

И сказал капитан удалой:

Будет плакать моя молодая жена

В эту ночь она станет вдовой.

 

«Русалка», английская баллада,

Перевод С. Маршака

 

Трёхмачтовый парусник английского флота «Баунти» («Щедрый») прочно занял место в мировой морской истории благодаря произошедшему на нём 220 лет назад бунту и последовавшим за ним приключениям его моряков.

 

Этот среднего класса корабль водоизмещением около 1000 тонн, несущий 24 пушки, появился на свет на верфях Дептфорда в 1787 году и уже в декабре того же года вышел в дальнее плавание под командованием 33-летнего капитана Уильяма Блая. Перед моряками стояла необычная задача: доставить с Таити на Ямайку саженцы хлебного дерева, чьими плодами планировалось прокормить многочисленных рабов, используемых англичанами на островах Карибского моря. Идея принадлежала Д. Бэнксу, известному учёному-ботанику, участнику одного из плаваний Кука, во время которого европейцы впервые познакомились с этими деревьями, съедобные плоды которых достигали двух килограмм. В последней экспедиции Кука участвовал и лейтенант Блай.

 

Готовясь к дальнему и непростому походу, Блай сам подбирал команду для «Баунти», в которую вошло около полусотни моряков, включая несколько офицеров, как уже достаточно бывалых (среди них помощник капитана Флетчер Кристиан), так и новичков-стажёров, самому молодому из которых едва исполнилось 16. Никто из них, отправляясь в это плавание, не мог предположить, как драматично оно будет протекать. Впрочем, первая часть путешествия, вопреки многочисленным трудностям океанского плавания, прошла нормально, во многом благодаря высоким профессиональным качествам капитана.

 

У. Блай, несмотря на молодость, был талантливым и опытным мореплавателем. Он прекрасно ориентировался в океане, владел искусством навигации, и к тому же хорошо знал те места, в которые уверенно вёл «Баунти». Но такие его качества, как смелость, решительность и неукротимая энергия в достижении цели, к сожалению, сочетались с чрезвычайной невыдержанностью, жёсткостью и даже жестокостью в отношениях с экипажем. За малейшие прегрешения он сурово наказывал своих подчинённых. Широко использовались телесные наказания и заковывание в кандалы. Блай был груб не только с рядовыми матросами, но не редко и со своими офицерами. Недовольство капитаном неумолимо назревало. Но, так или иначе, «Баунти» после непродолжительной стоянки в Кейптауне, заметно разрядившей ситуацию на корабле, пересёк Индийский океан, заглянул в Австралию и, оставив за кормой свыше 9000 миль, в октябре 1788 г. достиг Таити.

                  Уильям Блай

Туземцы встретили англичан дружелюбно. Многие еще хорошо помнили капитана Кука, который неоднократно заходил сюда и оставил о себе хорошую память. Отношения с островитянами были быстро налажены. Остров прекрасен. Почти полгода провела здесь команда, ремонтируясь, собирая саженцы и отдыхая. После суровых условий десятимесячного плавания моряки почувствовали себя в раю: хорошее питание, легкая и приятная работа, привлекательные и легкодоступные таитянские девушки. Но вот саженцы собраны и загружены – пора отправляться в далёкий путь на Ямайку.

 Хлебное дерево

Трое матросов сбежали – райскую жизнь на острове они предпочли возвращению на родину. Их разыскали, наказали плетьми и посадили в карцер. В начале апреля 1789 г. чудесное пребывание на острове закончилось – «Баунти» покидает Таити. Команда, привыкшая на острове к хорошему питанию, снова получает скудный паек. И при этом всплывает исчезновение части фруктов, овощей и мяса, полученных от приветливых таитян. Капитан Блай обвиняет в этом своего помощника Кристиана, одновременно публично и несправедливо упрекая его еще и в трусости во время стычки с туземцами, происшедшей ранее на другом острове. Такое оскорбление Кристиан не мог простить. Вначале он хотел тайком  сбежать с корабля на шлюпке и поселиться на каком-либо из близлежащих островов, но моряки, недовольные порядками на корабле, убедили его, что проще избавиться от капитана и его сторонников. Готовился бунт, во главе которого оказался Кристиан. Несколько офицеров примыкают к смутьянам. Часть матросов колебалась, но воспоминания о сладкой жизни на Таити и о прелестях таитянских девушек пересилили долг, и они присоединяются к бунту. В ночь на 28 апреля 1789 г. капитана Блая захватывают спящим. Несмотря на призывы к благоразумию, бунтовщики высадили захваченного капитана и 18 оставшихся верными ему членов экипажа в большую шлюпку. Им дали немного продуктов и воды. Из оружия разрешили взять только ножи и сабли для защиты от возможного нападения туземцев. Среди высаженных вначале оказался и самый молодой стажёр Хейвуд, поддерживавший капитана. Но решив, что судьба изгнанных в океан безнадежна, он вернулся на корабль. Впоследствии этот его шаг едва не стоил ему жизни. Оставшиеся на корабле 25 человек повернули «Баунти» назад на Таити, а оставшиеся среди океана 19 человек во главе с капитаном Блаем начали беспримерную борьбу за выживание. Как бы в насмешку над судьбой этих несчастных, бунт произошёл вблизи островов, которые некогда открыл Джеймс Кук, назвав их островами Дружбы!

Роберт Додд.
28 апреля 1789 г. Бунтовщики высаживают Блая и верных ему членов экипажа в шлюпку

Теперь в критической ситуации проявились лучшие профессиональные и человеческие качества сурового Блая. В огромном и пустынном океане, не имея навигационных приборов, Блай принимает единственно верное решение: идти к далекому большому острову Тимор, откуда есть шансы добраться до Батавии (с 1949 года Джакарта). А там уже существует регулярное сообщение с Европой. Продуктов и воды для такого далекого плавания было слишком мало, и Блай предварительно заходит на остров Тофуа, примерно в 80 милях от места, где им пришлось покинуть корабль. Здесь они немного пополнили запасы, но вынуждены были как можно быстрее ретироваться, так как туземцы, поняв, что у пришельцев нет ружей, стали забрасывать их камнями. Один из моряков при этом был убит. Блай установил на шлюпке дисциплину, не  менее жёсткую, чем на корабле.

 

Каждую порцию провизии и воды он распределял (причём справедливо) лично. Гребцы, разделённые на две вахты, работали непрерывно. Другие собирали во все имеющиеся ёмкости дождевую воду, пытались ловить рыбу и чаек. Все понимали: только так есть ещё надежда выжить. И всё же люди были на грани изнеможения. Блай делает запись в дневнике: «…на рассвете мне показалось, что некоторые из моих людей полумертвые. Их вид внушет мне страх. Куда бы я не обратил свой взгляд, повсюду горе и беда. Мы в меньшей мере страдали от жажды, так как водой нас обеспечивала стихия. Этим утром я дал каждому дополнительно к обычному рациону еще по две чайные ложки рома. В полдень показалось солнце, и это придало нам новые силы». Блай снова урезает и без того предельно скудный рацион. Шторм повреждает руль, и они пристают к маленькому острову, чтобы восстановить его. Едва успели закончить ремонт, как новое нападение туземцев заставило их быстро покинуть берег и выйти в море, чтобы уже больше не приближаться к островам. Наконец на 41-й день после отплытия с острова Тофуа они увидели Тимор – радости моряков не было предела! Они прошли  3000 миль, преодолев холод, голод и шторма, были близки к отчаянию и на волоске от гибели. И только железная воля Блая, его превосходные качества моряка поднимали их дух. В середине июня моряки ступили на землю. Всего несколько дней не дожил до этого находившийся в шлюпке ботаник Давид Нельсон – его сердце не выдержало. Остальные 17 человек, победив стихию и собственный страх, выиграли для себя жизнь.                                                                                                                

 

На острове Блай смог, одолжив деньги, приобрести небольшую шхуну. И вскоре они снова выходят в море. Уже 1 октября они пришли в Батавию, а оттуда ближайшим судном отправились в Англию.

 

14 марта 1790 г., через 321 день после их высадки в океане, Блай и его товарищи по несчастью вернулись домой. Беспримерные страдания выпали на их долю, беспримерное мужество принесло им спасение.

 

Возмездие 

 

А как сложилась судьба оставшихся на «Баунти»? Она оказалась не менее драматичной, чем у изгнанных ими товарищей. Понимая, что на родине их может ждать лишь петля, они решили навсегда обосноваться на тропических островах Океании. На Таити они взяли на борт достаточно провианта, домашний скот, а также несколько молодых таитянок, после чего перебрались на расположенный неподалёку остров Тубуаи. Однако надолго закрепиться на нём не удалось, и «Баунти» вновь приходит на Таити. Здесь пожелали остаться навсегда 16 человек, некоторые из которых полагали, что со временем история бунта забудется, и они спокойно доживут оставшиеся им годы в этом райском уголке Земли. Но Ф. Кристиан и несколько других наиболее активных бунтарей не были столь наивны. Ещё раз пополнив припасы и взяв с собою 18 туземцев (в т.ч. 12 девушек), они навсегда покинули Таити и направились к лежащему миль на тысячу юго-восточнее маленькому (всего 4 на 2 км) пустынному острову Питкэрн. Высадившись на нём и сняв с корабля всё, что могло им понадобиться, они сжигают «Баунти». Стоял январь 1790 года. Итак, «мосты были сожжены» в буквальном смысле. Началась суровая, полная конфликтов и кровавых разборок жизнь этого своеобразного сообщества совершенно несовместимых личностей. Через 4 года из англичан в живых оставалось лишь четверо.

 Неизвестный художник. Флетчер Кристиан

К концу 1800 года колония насчитывала 9 женщин – таитянок, и 19 их детей-метисов. Их вождём и патриархом стал единственный оставшийся англичанин – офицер Смит, принявший теперь имя Адамс. Колония жила в полной изоляции от всего мира. О её существовании в Англии становится известно лишь через 9 лет от капитана американского корабля, случайно зашедшего на Питкэрн. Затем остров посещают два английских фрегата, капитаны которых встречаются с Адамсом, который поражает их своей набожностью и благочестием. Никто не собирается его преследовать.

Остров Питкэрн

Лет через 15 после этой встречи Смит-Адамс тихо умирает, окружённый многочисленными жёнами и детьми. Оставшихся без предводителя колонистов англичане переселяют то на Таити, то на остров Норфолк, но со временем они всеми правдами-неправдами возвращаются на ставший им родным Питкэрн. В наше время на острове, получившем статус заморской территории Великобритании, имеющей свои флаг и герб, проживает 56 человек (9 семей) – потомков таитян и бунтарей с «Баунти». Сегодня это самое малонаселённое государство в мире.

 

Теперь возвратимся к тем бунтовщикам, которые не захотели дальше плыть в неизвестность на «Баунти», а решили остаться на Таити.

 

После возвращения капитана Блая в Англию и его доклада о случившемся английское правительство немедленно снарядило фрегат «Пандора» под командованием капитана Эдвардса. Бунтовщиков было приказано разыскать и доставить в Англию. В марте 1791 г.  «Пандора» пришла на Таити. Офицеры Стюарт и Хейвуд с радостью приветствовали прибытие английского корабля, они еще не представляли себе, что их ожидает. Двое матросов пытались скрыться, но были пойманы. Остальные сдались добровольно. Все они были арестованы, а офицеры к тому же закованы в кандалы. Арестованные были крайне удивлены, увидев среди членов команды «Пандоры» своего бывшего товарища матроса, высаженного с «Баунти» вместе с остальными, которых считали давно погибшими. Больше двух месяцев команда «Пандоры» тщетно пыталась найти остальных бунтовщиков, особенно Кристиана, судьба которого после того как «Баунти» навсегда покинул Таити, так и осталась неизвестной. И «Пандора» с арестантами на борту берет курс домой.                                                                                                                                

 

Однако, тяжелый рок, довлевший над «Баунти», теперь перешел и на этот корабль, само имя которого – «Пандора» – к тому располагало (вспомним мифический «ящик Пандоры», доверху наполненный людскими бедами). Вблизи австралийского побережья корабль попадает на рифы и тонет. Погибают 31 член команды и четверо бунтовщиков, среди которых был закованный в кандалы офицер Стюарт. Остальные спасаются на четырех шлюпках, и им удается с большим трудом добраться до Батавии. Только в июне 1792 г. их доставили в Англию. Через три месяца состоялся суд. Троих матросов, насильно оставленных бунтовшиками на «Баунти», суд оправдал. Остальные семеро бунтовщиков, оставшиеся в живых после гибели «Пандоры», были приговорены к смертной казни. Среди приговоренных был и молодой Хейвуд. Ко времени суда ему было уже 20, и председатель суда посчитал его заслуживающим смертной казни. Троих повесили, но Хейвуда и еще троих матросов все же помиловали. Так трагично закончился этот вошедший в историю бунт.

 

Вместо  эпилога

                                                        

Капитан Блай ещё немало походил под флагом Королевского флота. Совершил он и ещё один поход за хлебным деревом, на этот раз удачный – саженцы попали на Ямайку.

 

Только там они так и не прижились. А Блая на родине стали называть «Хлебный Блай». В 1799 году довелось ему снова пережить бунт на корабле, когда на Северном море он командовал бригом «Диктатор» (подходящее имя для корабля с таким капитаном!).

 

Уильям Блай закончил свои дни в 1817 году, будучи в чине вице–адмирала. Он прожил 63 года. Имя его в Англии и по сей день остаётся синонимом дисциплины и жестокости.

 

Прошли годы после эпопеи «Баунти». О ней были написаны книги и снято множество фильмов, один из которых (в 1936 г.) удостоился Оскара. Для съёмок по сохранившимся чертежам дважды строились точные копии знаменитого корабля. Одна из них и теперь стоит в Сиднейской гавани. А одну из площадей этого города украшает памятник капитану Блаю.

 

В память о вошедших в историю драматических событиях на «Баунти» в Англии было отчеканено несколько серебряных монет.  

 

Анатолий  БУРОВЦЕВ

Константин  РИШЕС