История

 

Ольга ГРИНЕВА

Врачи-евреи во времена нацизма

Выставка в Нюрнберге и Фюрте

 

С июня по октябрь в Нюрнберге и Фюрте проходит выставка, посвященная памяти врачей-евреев, живших и работавших в Мюнхене, Нюрнберге и Фюрте и пострадавших от нацистского режима. На выставке представлен стенд с фотографиями, выписками из документов и описанием человеческих судеб, в том числе нескольких врачей, внесших огромный вклад в развитие медицины и здравоохранения тех лет.

Организаторами выставки являются региональная группа Нюрнберга, Фюрта и Эрлангена «Врачи за мир и социальную ответственность» (Aerzte fuer Frieden und soziale Verantwortung e.V., www.ippnw-nuernberg.de) организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» («International Physicians for the Prevention of Nuclear War») совместно с больничной кассой AOK Bayern, Нюрнбергской городской клиникой, клиникой Фюрта, сберегательной кассой Фюрта и др. Международное движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» было основано в 1980 году известнейшим российским кардиологом Е.И. Чазовым (по крайней мере, формально им, хотя нашим людям не надо объяснять, что в СССР врач даже самого высокого ранга не мог самостоятельно проявить инициативу такого рода), и его американским коллегой Б. Лауном. Сегодня эту организацию представляют около 150 000 врачей, которые борятся в том числе за мирное решение любых конфликтов и считают своей первой задачей предотвращение всяческих угроз человеческой жизни и здоровью.

 

Выставка последовательно переезжает с 17 июня по 4 октября по адресам в Нюрнберге и Фюрте: Klinikum Nord, Klinikum Sued, AOK (Frauentorgraben 49 в Нюрнберге, с 21 июля по 10 августа), Ehrenhalle Altes Rathhaus (с 11 августа по 4 сентября), Klinikum Fuerth (с 14 сентября по 4 октября), а также по некоторым адресам в Мюнхене.  

 

Буклет, специально изданный к выставке, напоминает посетителям некоторые подробности событий 40-х годов, коснувшихся еврейских врачей и студентов медицинских институтов, живших в то время.

 

30 сентября 1938 года в Германии вступил в силу закон, подписанный 25 июля 1938 года, согласно которому все еврейские врачи потеряли разрешение на работу и возможность продолжать врачебную практику. До 31 января 1939 года запрет распространился на зубных врачей, ветеринаров и аптекарей еврейской национальности. Вступление в силу данного закона явилось продолжением пережитой врачами-евреями и студентами медицинских ВУЗов сильнейшей дискриминации со стороны общества, а именно бесчисленных запретов, ограничений и унижений. Еврейским врачам разрешалось принимать и лечить только пациентов-евреев или иностранцев, невозможным стало получение врачами гонораров привычным образом через больничные кассы; студентам-медикам было запрещено занимать в лекционных аудиториях места прежде, чем они будут заняты студентами-арийцами, а чуть позже вообще изучать медицину. Были произведены во множестве увольнения, в том числе врачей-евреев, занимавших высокие посты в медицинских учреждениях (больницах, санаториях, институтах).

 

В 1933 году в Германии имели обширную врачебную практику около 9000 врачей-евреев; к 1938 году часть их была уже уничтожена, около 3000 эмигрировали в Палестину, Англию, Италию, Голландию, США или Францию, после чего французские врачи, испугавшись конкуренции, написали жалобу немецкому правительству с требованием «выпускать» евреев только в те уголки Земли, где существует еще острая нехватка медицинских работников. Некоторым еврейским врачам удалось эмигрировать в Китай, где им удалось завоевать доверие пациентов. Многие из оставшихся в Германии врачей, испытывая постоянную дискриминацию, в отчаянии сами лишили себя жизни. Для оставшихся в живых 3152 врачей закон, вступивший в силу 30 сентября 1938 года, означал окончательный крах их профессиональной деятельности. Вслед за этим последовали депортации в концлагеря.

 

До 1933 года в Нюрнберге и Фюрте работали не менее 150 врачей-евреев в больницах и частных праксисах. Медицинское обеспечение обоих городов очень сильно пострадало от вступления в силу закона, требующего «очистить систему здравоохранения от евреев». Пострадали не только сами врачи, но и широкий круг их пациентов. В некоторых областях медицины стало катастрофически не хватать квалифицированных специалистов, а лечиться у врачей арийского происхождения евреям было запрещено.  

                       

                        Поверх вывесок врачей-евреев надпись: «Еврей!»                         Биография доктора Эрнста Натана,
                         или «Внимание, еврей! Посещение запрещено!»                   именем которого названа улица в Нюрнберге

В память о врачах, преследуемых и убитых национал-социалистами, на выставочном стенде кратко описаны судьбы нескольких из них, живших в Мюнхене, Нюрнберге и Фюрте. В их числе профессор Эрнст Натан, именем которого названа сегодня улица, на которой располагаются корпуса Северной городской клиники (Nordklinikum). Профессор был заведующим отделения дерматологии в Нюрнбергской клинике, уволен в 1933 году, до 1938 года на свой страх и риск имел частную практику в собственной квартире и в 1939 году эмигрировал в Америку, где успешно продолжил врачебную деятельность и умер в 1981 г. в возрасте 92 лет. Доктор Александр Франкенбургер, пульмонолог, главный врач основанного им же нюрнбергского туберкулезного центра. Снижением числа туберкулезных больных Нюрнберг обязан в первую очередь доктору Франкенбургу. В 1933 году доктор Франкенбургер был лишен возможности возглавлять туберкулезный центр и работать по специальности; после Хрустальной ночи он покончил с собой.

 

Доктор Магдалена Шварц (1900-1971) – одна из немногих врачей, которым удалось выжить. Во время трагических событий 40-х годов один из коллег прятал ее в закрытой психиатрической клинике Мюнхена (Schwabinger Krankenhaus). После войны доктор Шварц нашла в себе силы продолжать работать на родине, в Мюнхене. Она прекратила врачебную деятельность только за 2 месяца до своей смерти.

 

Таковы единичные примеры из огромного числа искалеченных нацистами жизней. В немецких архивах есть сведения о врачах «не арийского происхождения» (списки, вывески, приказы об увольнении, документы о закры

тии врачебного кабинета), судьба которых так и осталась неизвестной: эмиграция? самоубийство? смерть в концентрационном лагере? Только запись в адресной книге с указанием адреса, где принимались больные, свидетельствует о существовании этих людей.

 

Прочесть подробно о событиях тех лет, увидеть документы и фотографии можно в книге «Schicksale juedischer und staatsfeindlicherAerztinnen und Aerzte nach 1933 in Muenchen», автор – Renate Jaeckle. Книга издана в 1988 году; вплоть до последних месяцев перед ее изданием со всего мира приходили сведения с подробностями о судьбах врачей-евреев – от выживших родственников, потомков, случайных свидетелей и даже от благодарных пациентов.

 

Фото автора

                               

Слева обложка книги «Судьбы еврейских и “вражеских” врачей после 1933 г. в Мюнхене»

 

Справа вверху надпись на табличке мюнхенского глазного врача:
«Считаю необходимым со всей решимостью заявить о моем чистом арийском происхождении, а также об арийском происхождении всего моего рода».

 

Справа внизу – объявление о сдаче неарийским зубным врачом помещений врачу-неарийцу