Память

В Иерусалиме одна из улиц названа именем Маши Брускиной

Двадцать девятого октября в Иерусалиме состоялась торжественно-траурная церемония открытия улицы Маши Брускиной. Улица названа именем еврейской девушки, героини сопротивления в оккупированном нацистами Минске. Среди заключённых минского гетто были и те, кто сразу понял, что нельзя ждать пощады от жестокого, коварного и безжалостного врага, и единственный путь к спасению – это сопротивление. Именно к таким людям относилась молоденькая недавняя школьница Маша Брускина – она встала на путь борьбы. Маша была схвачена гестапо и публично казнена 26 октября 1941 года. Сегодня, спуся 67 лет после этого трагичного события, ее именем названа улица в Иерусалиме.

На митинг, посвящённый этому знаменательному событию, собрались бывшие партизаны, ветераны Второй мировой войны, представители Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», депутаты Кнессета, руководители мэрии Иерусалима во главе с мэром Ури Луполянски, члены посольства Белоруси во главе с послом Игорем Александровичем Лещеней и представители «Белорусского Землячества». На церемонии присутствовал Эли Валк, первый посол государства Израиль в Белоруси, инициаторы наименования улицы именем Маши Брускиной: Лина и Абрам Торпусманы, Яков Лившиц, соученица Маши – Бася Житницкая, учёный, исследующий историю евреев Белоруси, Леонид Смиловицкий, бывший узник Минского гетто, автор книги «Правда о Минском гетто» – Абрам Рубенчик, Елена Штерн – дочь покойного депутата Кнессета Юрия Штерна, который поддержал инициативу назвать одну из улиц Иерусалима именем Маши Брускиной, Татьяна Овсищер – вдова покойного полковника Льва Овсищера, боровшегося за увековечивание памяти о героине.

Траурную церемонию открыл хор, который исполнил на иврите песню о Маше Брускиной.

С проникновенной речью выступил мэр Иерусалима Ури Луполянский, который рассказал о роли еврейского сопротивления в Белоруссии в годы оккупации. Он отметил, что это знаменательное событие происходит спустя многие годы после казни трех героев сопротивления: Кирилла Труса, Володи Щербацевича и Маши Брускиной. На месте, где повесили героев – у ворот дрожжевого завода, установлена мемориальная плита с именами Кирилла Труса и Володи Щербацевича, но имя Маши Брускиной отсутствует. Имя девушки-еврейки советская власть хотела предать забвению. Но справедливость восторжествовала ... на земле Израиля. И это вызывает у нас огромное удовлетворение.

Депутат Кнессета Марина Солодкина обратилась со словами благодарности к тем, кто боролся с нацистами. Она выразила общую признательность Лине Торпусман, мэру Иерусалима и всем, кто инициировал увековечивание памяти Маши Брускиной.
Редактор газеты «Советская Белорусь» Павел Якубович закончил свою речь словами: «Мы надеемся, что в Минске тоже будет улица Маши Брускиной». В завершение церемонии Лине Торпусман была вручена копия уличной таблички с именем героини.
На траурной церемонии была произнесена поминальная молитва. Церемония открытия улицы завершилась Гимном Государста Израиль – Атиквой.

Отрадно, что мы, евреи сами отмечаем подвиги наших героев. Сегодня в Тель-Авиве установлен замечательный памятник Маше Брускиной, а теперь в столице Израиля Иерусалиме есть улица её имени, которая напоминает не только о ней, но и о тысячах еврейских героинь сопротивления, погибших в борьбе с палачами своего народа.

Каждое свидетельство о борцах сопротивления важно и ценно, память о них священна. Нам дорого каждое имя. А имя Маши Брускиной, теперь, после её гибели, существует вечно в Иерусалиме на земле Израиля – всё символично, как часть нашей общей судьбы.

Думая о трагедии Маши Брускиной и о героях еврейского сопротивления, мы ощущаем боль в своих сердцах, мы скорбим по своим погибшим родным и близким, по погибшим миллионам евреев Европы. 

 Давид ТАУБКИН,                                                              Мэр Иерусалима Ури Луполянски, Лина Торпусман и автор очерка Давид Таубкин

заместитель Председателя Всеизраильской Ассоциации
«Уцелевшие в концлагерях и гетто», бывший узник Минского гетто

г.Петах-Тиква, Израиль