Наука

 

Эрнст ГУРЕВИЧ

Георгий Антонович ГАМОВ

 

Георгий Антонович Гамов (George Gamov) родился 4 марта 1904 г. в Одессе в семье статского советника, преподавателя русского языка и литературы в одесских гимназиях и реальных училищах.

 

Отец Георгия Гамова был потомственным дворянином, его отец был полковником царской армии, командующим Кишинёвским военным округом. Семейные предания восходят ко времени Запорожской Сечи, репродукция с известной картины Репина Джорджем Гамовым была включена в автобиографическую книгу. Антон Гамов, подвергавшийся постоянным давлениям со стороны спецслужб, покончил жизнь самоубийством.

 

Мать – Александра Арсеньевна Лебединцева – преподавала историю и географию в одесской женской гимназии. Её предки принадлежали к южнорусскому духовенству, отец Арсений Лебединцев был митрополитом, настоятелем одесского Кафедрального собора. Мать умерла, когда Юре (так в детстве звали Георгия) было 9 лет. Заботы о воспитании мальчика легли на плечи отца, который привил ему любовь к литературе, поэзии, театральному искусству, подарил микроскоп и телескоп, поощрял интерес к естествознанию.

 Детство Георгия прошло в Одессе в доме на ул. Херсонской, ныне там установлена мемориальная доска. Детские годы, пришедшиеся на бурные годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны и интервенции, юноша провёл в Одессе. В 1913 г. он стал обучаться в одесском реальном училище. По окончании реального училища Гамов в 1920 г. поступил на физмат Новороссийского (ныне – Одесского) университета. Стремясь получить более полное физическое образование, Гамов в 1923 г. решает продолжить обучение в Петроградском университете, который заканчивает в 1925 г. и поступает там же в аспирантуру. Уже в институтские годы талант и работоспособность Гамова были замечены преподавателями, и в 1926 г. он был направлен в центр теоретической физики того времени – Геттингенский университет (Германия). Направление за границу на стажировку «социально чуждого элемента», безусловно, свидетельствовало о незаурядной творческой деятельности молодого аспиранта.

 Гамов в молодости

Из мемуаров, относящихся к молодым годам Гамова, можно узнать о жизни в 30-х годах интеллектуалов новой формации, о сколотившейся вокруг Гамова группе молодых талантливых студентов и ученых, которые не только именовали себя «джаз-бандой», космополитически дали себе клички (Гамов – Джони, Лев Ландау – Дау, Дмитрий Иваненко – Димус), выпускали журнал «Отбросы физики» (прародитель издававшегося позднее «Физики шутят»), устраивали «Парады остроумия», но и упорно обживали передний край науки, постоянно изучали иностранную научную литературу, печатали за рубежом свои научные работы. Девизом «джаз-бандовцев» стало: «Не быть знаменитым – некрасиво!»

 

Уже в первые месяцы пребывания в Геттингене Гамов предлагает интерпретацию теории альфа-распада, сотрудничает с Максом Борном, входит в круг лидеров физики. Нильс Бор содействует получению Гамовым стипендии в Датской академии для работы в Институте теоретической физики (Копенгаген), который в то время был Меккой физиков-теоретиков. Затем Эрнест Резерфорд обеспечивает Гамову получение Рокфеллеровской годовой стипендии в Кембриджском университете. В 1929-1931 гг. Гамов вновь работает у Нильса Бора в Копенгагене.

 

Все эти годы, проведенные за рубежом, Гамов числится аспирантом Ленинградского университета. Вернувшись на Родину, Гамов выступил с докладом о результатах своей работы за границей, которые были высоко оценены научной общественностью. О его научных успехах писала газета «Правда», пролетарский поэт Демьян Бедный опубликовал посвящённые ему стихи.

 

В 1932 г. двадцативосьмилетний Гамов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он стал самым молодым из учёных, имевших тогда это звание.

 

В 1929-1931 гг. Гамов работает в Ленинграде доцентом ЛГУ, старшим научным сотрудником Физико-технического института АН СССР и Государственного радиевого института.

 

Неоднократные приглашения видными учеными (Энрике Ферми, Мария Кюри, Поль Ланжевен и др.) Гамова для его участия и выступления с докладами на конгрессах по ядерной физике долго игнорировались Советским правительством, не выдававшем Гамову разрешения на поездки.

 

В 1934 г. при поддержке Николая Бухарина Гамов был принят Вячеславом Молотовым, который, наконец, разрешил Гамову выехать с женой Любовью Вохминцевой в Брюссель для участия в работе Конгресса по ядерной физике. По окончании Конгресса Гамов был приглашён Марией Кюри для работы в Институте радия (Париж), затем по приглашению Резенфорда он работает несколько месяцев в Кембридже. Датская Академия наук предоставляет Гамову годичную стипендию для работы у Нильса Бора в Институте теоретической физики (Копенгаген). Уехав затем в Америку читать лекции в Мичиганском университете, Гамов принимает решение на Родину не возвращаться.

 

Он стал первым советским учёным-невозвращенцем. Своё решение Гамов объяснял желанием быть вне догматов официальной государственной философии диалектического материализма, стремлением к академической свободе, иметь право работать в заграничных научных центрах и без опасений высказывать свои суждения. Гамов отмечал, что в СССР «любое отклонение от правильной (по определению) диалектическо-материалистической идеологии считается угрозой рабочему классу и сурово преследуется». На Родине Гамов был заклеймён и исключён из состава Академии наук. Это был первый подобный случай исключения (впоследствии даже Андрея Сахарова оставили в Академии наук).

 

В течение нескольких десятилетий имя Гамова в Советском Союзе было подвергнуто официальному забвению. Лишь в 1990 г. решением общего собрания АН СССР Гамов посмертно был восстановлен в Академии наук. В 1940 г. Джордж Гамов получает гражданство США. Более 20 лет он работает профессором Университета им. Дж. Вашингтона (Вашингтон), последние 12 лет – профессором Колорадского университета (Болдер).

 

Умер Джордж Гамов в августе 1968 г. и похоронен в Болдере (штат Колорадо).

 

Джордж Гамов стал автором многих фундаментальных открытий в квантовой механике, атомной и ядерной физике, астрофизике и космологии, биологии. Он отличался особым талантом постановки и эффективного решения конкретных, и притом всегда ключевых, задач.

 

В 1928 г. он впервые сформулировал квантовомеханическую теорию радиоактивного альфа-распада, а в 1936 г. вместе с будущим отцом водородной бомбы Эдвардом Теллером обобщает теорию ещё одного вида радиоактивности – бета-распада.

 

В 1937-1940 гг. им была создана теория эволюции звёзд с термоядерными источниками энергии, а в 1942 г. совместно с Эдвардом Теллером была разработана теория строения красных гигантов, исследована роль нейтрино при вспышках новых звёзд.

 

В 1946-1948 гг. им впервые была обоснована ныне общепризнанная теория «горячей Вселенной» (Теория Большого взрыва), из которой вытекало существования реликтового излучения, образовавшегося в момент Большого взрыва.

 

В 1954 г. Гамов первым в мире предложил концепцию генетического кода, которая получила дальнейшее подтверждение с последующим развитием молекулярной генетики. В одном из своих интервью Гамов сказал, что, может быть, разработка теории генетического кода – самая сильная его работа.

 

Считаясь одним из крупных теоретиков-ядерщиков, Гамов к работе над атомной бомбой («Манхеттенский проект») допущен не был из-за своего сомнительного для американцев происхождения. В 1924 г. Гамов преподавал физику в петроградской Артиллерийской школе им. Красного Октября и формально числился командиром Красной Армии – это и послужило отказом в допуске. Но, пройдя вторичную проверку на благонадёжность, в 1949 г. он стал сотрудничать в проекте водородной бомбы (Лос-Аламосская атомная лаборатория), бывал на атомном полигоне – атолле Бикини.

 

Несмотря на яркий талант и очевидные заслуги, Нобелевская премия Гамова обошла. Сегодня нет ни одной публикации, в которой бы не отмечалось, что Гамов был «трижды нобелевский нелауреат». При этом имеется в виду то, что трижды была получена Нобелевская премия учёными, использовавшими гамовские идеи нобелевского уровня и выполнившими работы на основании этих идей (обнаружение предсказанного Гаммовым реликтового облучения, подтверждение предложенной Гамовым модели «горячей Вселенной» и использование разработанной Гамовым концепции генетического кода).

Гамов был активным популяризатором науки, им было написано более двадцати научно-популярных книг, наиболее известными являются «Мистер Томпкинс в Стране Чудес», «Рождение и смерть Солнца», «Создание Вселенной», «Биография Земли», «Раз, два, три.....бесконечность» и др. За популяризацию науки Гамов в 1956 г. получил премию ЮНЕСКО, а также оплаченный лекционный тур по Индии и Японии.

 

Гамов являлся членом Академии искусств и науки США, Датской Академии наук, Международного астрономического союза и многих других академий и научных обществ.

 

Одессит Гамов пронёс через всю жизнь врождённое чувство юмора. О его шутках, выдумках и розыгрышах ходили легенды. Были и небылицы о Гамове, человеке неистощимом на выдумки в науке и в жизни, давно стали неотъемлемой частью «физического» фольклора среди учёных всего мира. Однажды, подготовив со своим ассистентом Альфером статью, Гамов уговорил своего приятеля физика Ганса Бете также подписать эту статью. Получился авторский коллектив Алфер-Бете-Гамов, что дало возможность Гамову в последующем разработанной теории дать название «теории альфа-бета-гамма распада».

 

О том, что Гамов вместе со своим другом польским математиком Станиславом Уламом, являющимся основным автором разработки принципов атомной бомбы, передали СССР секрет бомбы, ходят лишь неподтверждённые слухи. Хотя в опубликованных в середине 90-х годов мемуарах руководителя советской внешней разведки генерала НКВД Павла Судоплатова есть на это ссылка.

 

Сегодня во всех энциклопедических изданиях сообщается, что «Джордж Гамов – американский учёный». Хорошо сказал живущий в Одессе племянник учёного Игорь Гамов: «Если бы Георгий Гамов не родился в Одессе, он никогда не стал бы тем Гамовым, которого мы знаем». А Шкловскому принадлежит следующее высказывание: «Никому не придёт в голову называть Шаляпина французским певцом, а Рахманинова – американским композитором. Почему же мы должны отдавать „им“ за здорово живёшь Гамова?»

 

Георгий Гамов родился в Одессе, учился в Одессе, провёл юность в Одессе и, несомненно, остаётся гражданином Одессы. Работы учёного универсальных дарований Георгия Гамова, одессита по рождению, русского по происхождению и культуре, петербуржца по «физическому» образованию, принадлежат сегодня всему человечеству.

 

В честь 100-летия со дня рождения Джорджа Гамова 2004-й год был объявлен ЮНЕСКО «Международным годом ГАМОВА».