Немцы в России

 

Окончание. Начало см. №№ 3 – 5.

 

Капитан Коцебу

 

В России продолжали жить и служить многие сыновья убитого немецкого писателя. Капитан русского флота Отто Коцебу (Otto von Kotzebue, 1788-1846, по-русски его звали Отто Евстафьевич ) самый известный в России сын немецкого драматурга, совершил своё первое кругосветное путешествие в 1803-1806г.г. на шлюпе «Надежда» под командованием знаменитого мореплавателя Крузенштерна (Adam Johann von Krusenstern, 1770-1846, в России его звали Иван Фёдорович ). Это путешествие кадет сухопутного корпуса Отто совершал вместе со своим братом Морицом, братья были настолько похожи, что многие участники экспедиции считали их близнецами. Отто полюбил море и решил делать карьеру моряка. Окончил путешествие он в звании мичмана. В «Письме из Японии к г-ну Коцебу от его сына», опубликованном в 1806 г. в журнале «Вестник Европы», Отто Коцебу описал достопримечательности, народные зрелища и обычаи города Нагасаки, в том числе и «странный образ» лечения иглоукалыванием.

 

В дальнейшем Отто Коцебу и сам руководил ещё двумя кругосветными путешествиями. Самой известной была экспедиция под командованием лейтенанта Коцебу в 1815-1818г.г. на корабле «Рюрик», снаряженная на средства графа Н.П.Румянцева. Эта экпедиция открыла 399 островов в Тихом океане, пролив, названный именем Коцебу, архипелаг, названный именем Румянцева.

 

Сейчас в атласе мира обычного формата можно найти залив Коцебу в Чукотском море и город Коцебу на бывшей Русской Аляске. Этот город был основан, как форпост на побережье Америки для торговли с эскимосами. Сейчас город Коцебу стал вторым по численности населения в американском штате Аляска.

 

В экспедиции на «Рюрике» участвовала большая группа учёных Дерптского университета, фактически это была первая научная русская кругосветная экспедиция.

 Отто Коцебу

Военный моряк Отто Коцебу считается одним из основоположников русского альпинизма: в 1815г. в горах Аляски он поднялся на вулкан Макушин высотою 2035 м над уровнем моря.

 

В плавании на «Рюрике» командир экспедиции вел дневник, литературную обработку которого выполнял его отец. Смерть в Мангейме помешала Августу Коцебу довести эту работу до конца, но книга под длинным названием «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 г.г.... на корабле „Рюрике“...» с введением Крузенштерна, вышла в 1821 г. в Петербурге, тогда же переведена на немецкий, английский и голландский языки.

 

Книга Отто Коцебу пользовалась популярностью и вызвала огромный интерес в России и Европе, читал её и Пушкин. Под впечатлением красочных описаний тропических островов и стран (в книге чувствовалась рука мастера Августа Коцебу) и дошедших до провинции сведений о планируемом новом кругосветном путешествии под командованием капитана Коцебу в начале сентяря 1823 г. в Одессе Пушкин пишет такие стихи:

 

Завидую тебе, питомец моря смелый,

Под сенью парусов и в бурях поседелый!

Спокойной пристани давно ли ты достиг –

Давно ли тишины вкусил отрадный миг –

И вновь тебя зовут заманчивые волны.

Дай руку – в нас сердца единой страстью полны.

Для неба дальнего, для отдаленных стран

Оставим берега Европы обветшалой;

Ищу стихий других, земли жилец усталый;

Приветствую тебя, свободный океан.

 

На полях рукописи поэт трижды рисует профиль знаменитого капитана. Пушкин не был знаком с Коцебу и рисунки, наверное, воспроизводят опубликованные портреты Отто Евставьевича. Конечно, в этом стихотворении отразились и личные переживания поэта, стремящегося покинуть Россию, тогда даже возник план тайного побега за рубеж.

 

И капитан-лейтенант Коцебу отправился в своё третье кругосветное путешествие, которое проходило под его командованием на шлюпе «Предприятие» в 1823-1826г.г. В этом путешествии снова приняла участие большая группа учёных. Экпедиция обогнула земной шар с заходом на Камчатку и в Русскую Америку. Это путешествие описано в книге Отто Евстафьевича «Путешествие вокруг света на военном шлюпе „Предприятие“», которая была издана в 1828г. в Санкт-Петербурге. Отто Коцебу был произведён в капитаны 2 ранга в 1826 г., а в 1829 г. он уже капитан 1 ранга.

 

У Отто Евстафьевича было 8 детей: три сына и пять дочерей, сыновья по традиции служили в военно-морском флоте России, а один из них – Пётр Коцебу, дослужился до чина контр-адмирала.

 

Генералы и другие Коцебу

 

Другой сын драматурга Мориц Коцебу (Moritz von Kotzebue, 1789-1861, по русски его звали Маврикий Евстафьевич), будущий генерал-лейтенант и сенатор, тоже совершил с братом Отто кругосветное путешествие под командованием Крузенштерна, а затем перешёл в сухопутную военную службу и успешно делал карьеру, проявляя незаурядные таланты командира, пока в 1812 г. не попал в плен к французам, из плена он был освобожден только в 1814 г. Страсть к писательству проявилась и в нём, о своих приключениях в плену он написал книгу «Der russische Kriegsgefangene unter Frazosen» («Русский военнопленный во французком плену»), которую издал его отец в 1815 г. в Лейпциге. Тяга к путешествиям и приключениям не оставляла Маврикия, позже он принял участие в русской экспедиции в Персию. Свои приключения на Востоке описал Маврикий в книге, которую тоже издал Август Коцебу в Веймаре в 1819 г.

 

Младший сын драматурга Александр Евстафьевич Коцебу (August Alexandr von Kotzebue, 1815-1889) избрал непосредственно творческую профессию, он стал известным историческим и батальным живописцем.

 

Александр учился во 2-м кадетском корпусе Петербурга, служил офицером в войсках в Лифляндии, а затем учился в 1837-1844 г.г. в Петербургской Академии художеств у профессора батальной живописи Александра Ивановича Зауервейда (1783-1844).

 

В Академии Александр Коцебу достиг больших успехов и 1844 г.был награжден большой золотой медалью за картину «Взятие Варшавы». Тема взятия Варшавы и подавления польского восстания 1831г. была очень злободневна для русского общества, и картина привлекла внимание императора.

 

Николай Павлович считал себя специалистом только в одном виде живописи – батальном, и Коцебу стал его любимым художником. В 1847г. художник выехал, как пенсионер императора, для дальнейшего совершенствования в Париж, потом посетил Италию, Германию и Швейцарию для изучения местности, где проходили сражения Семилетней войны, и разворачивались события итальянского похода Суворова. С 1850 г. он жил и работал в Мюнхене, время от времени приезжая в Петербург на выставки и представления своих новых картин.

 

На годичной выставке Академии художеств в 1857 г. были представлены картины художника, посвященные итальянскому походу Суворова, «Переход русских войск через Чертов мост в 1799 г.» и другие полотна. В дальнейшем Коцебу работал над историческими полотнами, отображающими события и войны царствования Петра I, а также битвы антинаполеоновских войн 1805-1815 г.г.

 А. Коцебу. «Переход русских войск через перевал Паникс в Альпах»

Сейчас картины Александра Коцебу снова начинают пользоваться популярностью в России. Сотрудники Государственного Эрмитажа, в 2004 г. оформляя Дворец Конгрессов (бывший Константиновский дворец в пригороде Петербурга Стрельне), разместили в картинной галерее дворца произведения, рассказывающие о важнейших этапах русской истории. «Здесь будут портреты членов императорской семьи. Большое внимание привлечёт картина Коцебу „Сражение при Кульме“, рассказывающая как русская армия в 1814 г. спасла Европу», – отметил директор Эрмитажа Пиотровский.

 

Сын Александра Коцебу, внук Августа Коцебу, Вильгельм, который родился в Мюнхене в 1864г., стал известным немецким религиозным живописцем, его картины и витражи украшают храмы многих немецких городов.

 

Другой сын драматурга Вильгельм Коцебу (Wilhelm von Kotzebue, 1813-1887, по-русски его звали Василий Евстафьевич) служил в Министерстве иностранных дел России, был поверенным в делах в Бадене (1865-1869), русским посланником в Саксонском королевстве (1869-1878) и в Швейцарии (1878-1879). Это маленький Вильгельм на гравюре, изображающей убийство Августа Коцебу, с ужасом смотрит на умирающего отца. Но семейный писательский талант проявился и в Вильгельме, его романы и очерки на немецком языке, которые он писал под псевдонимом Wilhelm Augustsohn (Вильгельм Августзон), пользовались широкой популярностью, выпустил он и книгу о своем отце – «August von Kotzebue. Urteil der Zeitgenossen und Gegenwart», Dresden, 1881 («Август Коцебу. В приговоре современников и сегодня»).

 

И только один из известных сыновей драматурга Пауль Коцебу (Paul von Kotzebue, 1801-1884, в России его называли Павел Евстафьевич) никак не проявил себя ни в области писательства, ни в области художеств, из всех братьев он сделал самую успешную военную и чиновничью карьеру. Окончив училище колонновожатых, из которого в дальнейшем была образована Академия Генерального штаба, Павел участвовал в Кавказкой, Польской и Турецкой кампаниях, проявил себя как смелый и знающий военноначальник, пользующийся уважением и доверием товарищей по службе. Успешно руководил Павел Коцебу штабной работой в южных армиях, он был начальником штаба Южной и Дунайской армии и начальником штаба Кавказкой армии и Черноморья.

 

То-то житьё было в штабу,

Когда начальником был Коцебу.

( Афоризм 55 )

 

Это из военных афоризмов Пруткова-сына. Автор «Военных афоризмов» Владимир Михайлович Жемчужников, один из создателей Козьмы Пруткова, служил в действующей армии во время Крымской кампании и, конечно, опирался при создании афоризмов на фольклор, бытовавший в армейской среде и отражавший какие-то реалии жизни армии.

 

А в царствование Александра II развернулся и административный талант Павла Коцебу. В 1863 г. генерал Коцебу был назначен членом Государственного совета и новороссийским и бессарабским генерал-губернатором.

 

Павел Коцебу, многое сделал для развития Новороссийского края, строительства и украшения Одессы, провёл реорганизацию городского управления и наладил городское хозяйство. Во время его правления проводились большие работы по мощению проезжей части улиц гранитной брусчаткой, масляные фонари были заменены газовыми, начал действовать первый в городе водопровод, началось строительство Херсонской железной дороги, и открылось движение поездов по ветке Одесса-Парканы. В городе был открыт Новороссийский университет и первая женская Мариинская гимназия.

 

Но закончилось губернаторство генерала Коцебу несчастливо: 24 мая 1871 г. в Одессе вспыхнул еврейский погром. В лучших традициях царской администрации генерал-губернатор выжидал, считая, что это евреи сами виновны в волне ненависти, обрушившейся на них, и что хулиганы вскоре утихомирятся. Только через три дня, когда были убиты 6 евреев, 21 тяжело ранены, разрушено и разграблено 863 дома, 552 лавки и мастерские, губернатор отдал войскам команду разогнать погромщиков. Участников погрома ловили и публично пороли розгами на Куликовом поле и Базарной площади. Таким оригинальным способом был восстановлен порядок. О погроме в Одессе стало широко известно, и волна всеобщего возмущения прокатилась по газетам и журналам европейских стран. Правительство вынуждено было как-то реагировать, и Коцебу был освобождён от должности генерал-губернатора. Но в 1874-1880 г.г. он уже варшавский генерал-губернатор, в 1874 г. Павел Коцебу получил графское достоинство российской империи.

 

После революции многие представители семейства Коцебу покинули Россию. Сейчас в списках российских дворян можно найти только Нину Александровну Коцебу, правнучку известного немецкого драматурга, вышедшую замуж за внука Л.Н.Толстого Ивана Михайловича Толстого (1901-1982), который умер в США. В воспоминаниях советских солдат, участвовавших во встрече с американскими солдатами на Эльбе встречаются упоминания о лейтенанте Коцебу, который командовал переправой американцев. Так мы вслед за потомками Коцебу переместились почти в наше время.

 

Очень популярного в прошлом немецкого драматурга Августа Коцебу чаще всего упоминают в истории царствований Екатерины II и Павла I, а убийство Коцебу – некий рубеж изменения политики царствования Александра I.

 

Исследователи русской литературы пишут об Августе Коцебу в комментариях к сочинениям А.С.Пушкина. Как только ни обзывали советские пушкинисты Августа Коцебу: реакционером и монархистом, честолюбцем и карьеристом – и всё за его «немодный» образ мыслей. Но мода проходит, и иногда немодные мысли через 100-150 лет оказываются очень злободневными и правильными. Сейчас Европа, потрясенная бедствиями XX в., как раз и придерживается «немодных» мыслей: никаких революций, поиски компромиссов и примирение интересов, как можно более плавный и безопасный реформистский путь изменения социальной и политической обстановки. Никогда советские исследователи не отмечали значительной роли Коцебу в развитии русского театра. Сейчас настало время отдать должное тому огромному вкладу в развитие мирового театра и установление немецко-русских связей, который внёс забытый ныне немецкий драматург Август Коцебу.

 

г. Аахен